Проколы протокола

Мария Кривых
27 февраля 2009, 17:10

С 1 марта в России начинают действовать новые правила оформления протокола ДТП. Вступают в силу поправки в положение об ОСАГО, касающиеся упрощенной процедуры получения прямой страховой выплаты.

Теперь оформление протокола ДТП возможно и без ГИБДД в случае соблюдения следующих условий: участниками происшествия являются две машины, максимальный ущерб не превышает 25 тыс. рублей, вред нанесен только автомобилям (нет пострадавших), виновник ДТП не отрицает своей вины.

Еще одно условие: новая схема упрощенного возмещения убытков по ОСАГО будет действовать только для клиентов, заключивших договор обязательного автострахования с 1 марта 2009 года.

Ранее внедрить так называемый европейский протокол предполагалось с 1 декабря 2008 года, но на отсрочке вступления закона в силу настояли страховщики.

Помимо возможности обойтись при мелкой аварии без ГИБДД, пострадавший водитель может потребовать возмещения ущерба у собственной страховой компании, которая, в свою очередь, выплатит ему компенсацию, а потом стребует потраченную сумму со страховой виновника аварии.

Процесс перехода России к упрощенному возмещению убытков по договорам ОСАГО полностью завершится к 1 марта 2010 года, поскольку максимальный срок договоров обязательного автострахования – один год.

Нововведением недовольны и страховщики, и сами водители, и большинство экспертов.

Во-первых, далеко не каждый водитель может с ходу оценить стоимость будущего ремонта. Если оторвали бампер у какой-нибудь модели ВАЗа, понятно, что в 25 тыс. владелец машины уложится. А если речь идет о новой иномарке – опять же не каждый оценит стоимость ремонта помятого крыла. В конце концов он может даже не понять, потребуется только перекраска или под замену пойдет вся кузовная деталь.

Самое главное, отыграть назад не получится: если не вызвал ГАИ, придется уложиться в 25 тыс. рублей или платить самому.

Во-вторых, владельцам полисов каско от нововведений ни жарко, ни холодно. По условиям договора полного автострахования участие в оформлении ДТП инспекторов ГИБДД обязательно.

В-третьих, обе стороны недовольны существующей де-факто «уравниловкой». Де-юре все в порядке: законом предусмотрены скидки на оформление ОСАГО водителям, не совершавшим аварий, и надбавки тем, кто «любит» попадать в ДТП. Между тем уже пять лет создают единую базу данных автовладельцев, которая необходима для того, чтобы закон работал. База не готова, утверждают страховщики. Они теряют деньги, водители – бонусы. Мало того, именно отсутствие единой информационной системы и стало одной из причин, почему внедрение европейского протокола было отложено.

Кроме того, страховые всерьез опасаются роста мошенничества с введением новых правил ОСАГО.

«На месте не будет аварийных комиссаров, сотрудников ГИБДД. Страховщики ожидают наплыва мошенничества», – сказал сегодня во Владивостоке гендиректор страхового дома «Восточные брокеры» Владимир Гриценко. По его словам, вариантов мошенничества тысячи, например имитация дорожно-транспортного происшествия.

Он добавил, что страховые компании Приморского края пока не знают, как работать с введением новых правил – «документов, инструкций, разъяснений никто не давал».

Впрочем, безвыходных ситуаций не бывает – Российский союз автостраховщиков намерен самостоятельно повышать стоимость полисов для отдельных граждан.

Как заявил вчера директор по методологии страхования РСА Владимир Козлов, РСА постарается довести все известные союзу случаи мошенничества со страховкой со стороны автолюбителей до суда. И если суд не найдет в действиях подозреваемого состава мошенничества, РСА будет вправе повысить стоимость следующего страхового полиса для данного субъекта.