Без имперских амбиций

Евгения Новикова
4 февраля 2009, 18:50

Страны-участницы ОДКБ создают Коллективные силы оперативного реагирования. Это решение было принято на саммите организации. Теперь реагировать на экстренные ситуации будет не только российская армия, но и оперативные подразделения участников Договора. Таким образом, ответственность будет общая.

Коллективные силы быстрого реагирования (КСОР), созданные РФ, Белоруссией, Арменией, Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Киргизией, предназначены для решения локальных задач – предотвращения внешней агрессии в отношении участников Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и решения внутренних вооруженных конфликтов. Основная цель КСОР – «предотвратить, а при необходимости ликвидировать военную угрозу суверенитету и территориальной целостности государств-членов ОДКБ», уверен председатель комитета Госдумы по обороне Виктор Заварзин. По словам пресс-секретаря ОДКБ Михаила Строгалева, за пределами стран ОДКБ они «могут быть использованы в качестве миротворцев, но только по решению ООН».

Страны-участницы ОДКБ решили делегировать в состав Коллективных сил быстрого реагирования (КСОР) по батальону. Об этом сообщил по окончании заседания в Кремле секретарь Совета безопасности Киргизии Адахан Мадумаров. Президент РФ Дмитрий Медведев уточнил, что Россия предоставит одну дивизию и одну бригаду. Напомним, ранее помощник президента РФ Сергей Приходько говорил, что костяк Коллективных сил составят 98-я гвардейская воздушно-десантная дивизия (Иваново) и 31-я гвардейская десантно-штурмовая бригада (Ульяновск) ВДВ России.

Особую точку зрения высказал Узбекистан: он будет участвовать в операциях по территориальным наркоугрозам и другим глобальным проблемам, однако не на постоянной основе, а на принципах делегирования подразделений для участия в отдельных операциях.

Батальоны планируется располагать в местах постоянной дислокации. А их слаженная деятельность будет достигаться в ходе проведения совместных учений. Как пояснил «Эксперту Online» первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков, оперативная и боевая подготовка идет в соответствии с «Планом боевой и политической подготовки вооруженных сил» каждой из стран ОДКБ. Для КСОР будут проводиться совместные боевые учения соединений и оперативная подготовка командного и штабного состава. По словам Михаила Строгалева, подразделения, входящие в состав сил быстрого реагирования, «будут готовиться по общим программам и иметь совместимые вооружение, оснащение, средства связи».

Ну а транспортировка батальонов в проблемные регионы будет осуществляться своим ходом, если недалеко, или по воздуху – силами военной авиации РФ. Сивков пояснил, что для подразделений быстрого реагирования время развертывания установлено в пределах нескольких суток. На случай военного конфликта предусмотрена следующая схема реагирования: войсковые силы прикрытия – очень немногочисленные – задействуются в первую очередь. Их задача – продержаться день-полтора. За это время в зону конфликта прибывают силы немедленного реагирования. Их численность наращивается, они присутствуют в горячей точке еще несколько суток. Затем прибывают основные силы – быстрого развертывания, они сдерживают конфликт. Если вооруженный конфликт не удается погасить, то в действие вступают главные оборонительные силы, которые подтягиваются из других районов страны, из глубинки, в течение недели-полутора.

Подразделениями быстрого реагирования стран ОДКБ в случае кризиса будет распоряжаться Совет коллективной безопасности. Об этом рассказал пресс-секретарь ОДКБ Строгалев. На проработку вопроса о едином командовании отведено три месяца.

Принятие коллективного решения по поводу участия в разрешении какого-либо конфликта имеет для России серьезное политическое значение, уверен Константин Сивков, поскольку «это возлагает ответственность не только на Россию, а на все страны, входящие в ОДКБ». Кроме того, Россию уже нельзя будет обвинить в «имперских амбициях»: ведь на территории какой-либо страны ОДКБ будут действовать не только российские войска, но и почти половина представителей народов, ранее населявших СССР, отмечает военный эксперт. Ну и третий плюс – экономический: содержание соединений и частей в постоянной готовности – достаточно затратная вещь. А когда эти части входят в состав контингента ОДКБ, то нагрузка лежит не только на РФ, хотя понятно, что большая ее часть все же оплачивается Москвой.

Ясно, что в политическом контексте новое образование не стоит рассматривать как противовес НАТО – мощной военно-политической структуре. Это всего лишь силы быстрого развертывания для решения местных проблем. В то же время не исключено, что на базе КСОР рано или поздно удастся сформировать единую военную организацию. Если, разумеется, у КСОР дела пойдут успешно.