Удар по сговору врачей

Евгения Новикова
5 февраля 2009, 18:44

Нарушения антимонопольного законодательства в сфере здравоохранения станут приоритетной темой работы Федеральной антимонопольной службы России в 2009 году. Об этом заявил сегодня глава ФАС Игорь Артемьев. «Ситуация в здравоохранении более запущенная, чем в любой сфере промышленности», — признался он.

Оказывается, сотрудники ФАС заинтересовались в минувшем году ситуацией в отечественной медицине и пришли в состояние шока. Теперь они намерены разобраться детально и принять меры. Глава ФАС Игорь Артемьев не сообщил, что именно возмутило ФАС. Но это известно Дмитрию Янину, председателю правления Международной конфедерации обществ потребителей. Он рассказал «Эксперту Online», что антимонопольщиков не устраивает следующее: государство выделяет средства на государственное здравоохранение, но не на частное. Конкуренции между двумя формами медицинских услуг нет. «Государство вкладывает в развитие своих клиник, оборудование покупается за федеральные деньги, существует система дотирования деятельности, но эти медучреждения оказывают платные услуги. Кстати, легальные и нелегальные. Непонятно, на каких основаниях. Как может частная клиника конкурировать с государственной по расценкам? Я бы сравнил рынок медицинских услуг по уровню конкуренции с рынком железнодорожных перевозок», — отметил эксперт. Неясно также, как частными и государственным поликлиниками устанавливаются тарифы на услуги. Растут бюджетные расходы на здравоохранение, качество услуг не улучшается, а расходы населения увеличиваются. И это смущает антимонопольную службу.

Кроме того, в круг интересов ФАС включила образование, где «нет ясности с правилами доступа к обучению, коррупция», и торговлю, где «дискриминируются российские фермеры». Глава службы Игорь Артемьев сообщил, что его ведомство ведет «ежедневный мониторинг продуктов питания». Из новых объектов досмотра — предприятия обороны, куда ФАС была допущена в 2008 году из-за монопольно высоких цен на продукцию этой сферы. Дороговизна так взволновала вице-премьера Сергея Иванова, что он дал отмашку ФАС вмешаться в деятельность закрытых заводов. По словам Артемьева, пять из них были «наказаны», оштрафованы и вынуждены снизить цены.

Кроме того, ФАС намерена не ослаблять внимания к интернет-провайдерам в небольших городах и регионах, где цены за подключение к Всемирной паутине в десять раз превышают столичные. Пристальное внимание уже обратили на операторов «Связьинвеста».

Бензин не дороже двадцатки

Нефтяные компании — крупные и мелкие, как известные, так и не очень — под прицелом ФАС, признался Игорь Артемьев. Так, по его словам, в последний месяц ФАС вела плотную проверку различных компаний, торгующих бензином на всей территории России как оптом, так и в розницу, поскольку «цены на бензин недопустимо высокие». Выявлена 251 компания-нарушитель, причем в 53 регионах страны. Уже в ближайшие две недели ФАС возбудит уголовные дела в отношении этих компаний. По оценке Артемьева, ситуация настолько очевидна, что дела в суде должны, просто обязаны завершиться снижением цен на автомобильное топливо. «Ни одно моторное топливо, кроме 98-го бензина, не должно стоить больше 20 рублей за литр, — уверен глава ФАС. — 95-й бензин должен стоить около 19 рублей».

Вместе с тем, по мнению Дмитрия Янина, простыми штрафами проблему цены на бензин не решить. «Почему в России такое безобразие с бензином длится уже лет десять? Потому что на рынке бензина работают вертикально интегрированные компании: за редким исключением, на региональных рынках нет никакой конкуренции. Есть НПЗ, который принадлежит конкретной нефтедобывающей компании, есть заправки, аффилированные с этой же нефтяной компанией. Вся цепочка контролируется одними владельцами. Причина безобразий в том, что нефтяным компаниям разрешили приобретать НПЗ. В США, например, был на это запрет. Результат — жесткая конкуренция на рынке нефтепереработки», — пояснил он. Выход из ситуации — изъятие НПЗ у нефтедобывающих компаний. Но не факт, что государство к такому шагу готово. Все остальное — «косметические средства».

Журнал «Эксперт», отметим, еще весной прошлого года предупреждал, что появления дешевого и качественного бензина в стране ждать не стоит до тех пор, пока в России не будет создан пласт независимых нефтеперерабатывающих компаний, а стратегия нефтяных компаний не будет сопряжена с фискальной и промышленной политикой государства.

ФАС всеми силами поддерживает идею развития биржевой торговли газом и нефтью. По его оценкам, проект постановления о такой торговле газом в РФ внесен в правительство и может быть подписан в ближайшее время. Он указал, что правительство одобрительно отнеслось к идее ФАС отсоединить площадку по биржевой торговле газом от «Межрегионгаза».

Продвижение идеи развития нефтяной биржи тормозится: «Противодействуют этому лобби нефтяных компаний, которые не хотят платить налоги. Нефтяные компании надо выгнать на рынок. Биржевая торговля не идет из-за коррупции».

Нацдостояние контролю не подлежит

Другая трепетная тема сегодняшнего дня — энергично растущие в условиях кризиса и снижения доходов населения тарифы естественных монополий. РЖД, транспортники, энергетики и коммунальщики подняли тарифы с января, ссылаясь на разрешение Федеральной службы по тарифам, полученное еще летом. Но летом была совершенно другая ситуация: дорогая нефть, работа и зарплата у всех и каждого. И вообще — не было кризиса.

По словам Артемьева, бороться с такими шагами естественных монополий ФАС не может: тарифы устанавливает государство. Оно и так, учитывая кризис, снизило рост тарифов с предполагаемых 20–30% практически до 12–15%. И те, кто особо недоволен повышением цен, могут обращаться в Госдуму и в правительство России. ФАС бессильна в этом деле. Что касается деятельности ОАО РЖД, установившего такие цены на железнодорожные билеты от Москвы до Питера, что дешевле добраться самолетом, то здесь есть вопрос и для антимонопольщиков. По словам главы ФАС, пассажирское сообщение на просторах страны убыточно. Успешны и востребованы лишь два направления: Москва—Питер и Москва—Нижний Новгород. Поэтому правительство разрешило РЖД регулировать цены на этих трассах, чтобы «отбить» провалы на других направлениях. И здесь у ФАС претензий нет: кабинет министров дал добро. Но вот беда — число дешевых плацкартных вагонов резко уменьшилось. В поездах этих направлений сплошь дорогие купе и СВ. Артемьев сообщил, что его ведомство провело соответствующие проверки и установило данный факт. Он пообещал прессе «этим заняться».

«Социально ответственных компаний среди монополистов нет. Они так воспитаны: они — “национальное достояние”», — заявил глава ФАС.