ЦДХ хотят подвинуть

6 февраля 2009, 23:26

Ситуация вокруг здания ЦДХ на Крымском валу получила новое развитие. Сегодня Институт Генплана Москвы представил на суд общественности проект функционального решения территории. Сейчас на этом участке расположены филиал Государственной Третьяковской галереи (ГТГ), выставочные залы ЦДХ и обширный парк скульптур «Музеон». Ознакомиться с предложением Генплана можно в здании ГТГ. Стенды с планами и корзинки для голосования и предложений будут стоять в холле галереи неделю с 6 по 13 февраля. После чего по их итогам 24 февраля состоятся публичные слушания.

Из плана понятно, что заказчик проекта, Московское правительство, наметило снос нынешнего выставочного комплекса и вырубку прежнего парка. Судя по всему, на этом месте уже не планируется строить здание «Апельсина» сэра Нормана Фостера. Напомним, что этот проект, сочетавший в одном здании галерею, жилую и коммерческую недвижимость, вызвал массу протестов не только со стороны дирекции ЦДХ и Третьяковки, но и большинства общественности. То, что власти предлагают сейчас, — это некое компромиссное решение, однако, как и прежде, оно не учитывает мнения всех граждан и профессионального сообщества.

Согласно проекту Генплана Третьяковская галерея и ЦДХ получат отдельные здания. Они будут располагаться вдоль Крымского вала, почти прямо на «красной линии» улицы. Строительством займется частный инвестор, он еще не определен. Московские власти обещают, что снос старого здания начнется только после того, как галереи переедут в новое. А на месте снесенного здания ЦДХ работы архитекторов Николая Сукояна и Юрия Шевердяева должна появиться инвестиционная недвижимость. Остальное пространство будет занимать новый парк, ориентированный по оси на памятник Петру I. По словам заведующей группой отдела сохранения и развития природы Института Генплана Людмилы Романенко, поскольку вся территория имеет статус природной зоны, то по текущему законодательству застройка в ней не может составлять 30% общей площади. Сейчас все здания и постройки занимают порядка 14% общей территории.

Предложенный «Москомархитектурой» проект вызывает куда меньше нареканий у дирекции Третьяковки, чем «Апельсин». Ирина Лебедева, заместитель директора Третьяковской галереи, объяснила «Эксперту Online», что на этот раз «Москомархитектуры» постаралось учесть все интересы: и музея, и инвестора, и жителей. «Эта территория давно уже требовала какого-то нового градостроительного решения. У нас несколько раз возникала идея модернизации галереи. Конечно, планы построить “Апельсин” были для нас полной неожиданностью. Когда разговоры поутихли, началось обсуждение с “Москомархитектурой” наших пожеланий. Главное условие Третьяковской галереи — отдельное стоящее готовое здание. Если частный инвестор построит нам такой супермузей, то получит не только выгодную себе коммерческую недвижимость рядом, но и мировую известность». Правда, и это требование Третьяковки учтено не в полной мере: от здания ЦДХ ее так и не отделили. Кроме того, под галереей планируется построить паркинг, а по нормам хранения музейных ценностей вблизи них запрещается делать гаражи и бензохранилища.

Но есть и другая сторона. Собственно выставочное здание принадлежит Международной конфедерации союзов художников, а занимает его Центральный дом художника. Руководство конфедерации согласно обсуждать предложенные правительством варианты: «Хотя инициатива исходила и не от нас, но сейчас мы готовы поддерживать обсуждение, если после строительства нового здания будут учтены права собственников», — пояснил помощник председателя исполкома по связям с общественностью Международной конфедерации союзов художников Юрий Подпоренко. Получить комментарии директора ЦДХ Василия Бычкова сегодня не удалось. Ранее именно он выступал главным противником сноса старого здания ЦДХ и был одним из инициаторов формирования Общественного совета по защите культурных центров.

Право голосовать по поводу предложенных Генпланом проектов имеют жители, собственники и работники учреждений из района «Якиманка». Остальные могут приходить и в письменной форме высказывать свои мнения и пожелания, хотя, по сути, общественная инициатива, как всегда, будет играть очень малую роль. Многие жители района и музейные работники настроены скептически. Первые опасаются, что любимое место прогулок, Парк искусств, будет уничтожен, а на его месте развернется нескончаемый долгострой, как случалось в московской практике уже не раз. Вторые выражают сомнения насчет необходимости строительства нового здания. В запасниках Третьяковки на Крымском валу хранится огромная коллекция искусства ХХ века, и сейчас даже страшно подумать о том, чтобы начать переносить произведения искусства в другое здание. Это может парализовать работу музея на месяцы.