Снежный ком проблем

6 февраля 2009, 12:28

На АвтоВАЗе вчера была отменена вторая смена: об этом многие работники узнали из бегущей строки на местном телевидении (иного способа оперативно оповестить десятки тысяч заводчан, чтобы они впустую не тратили деньги на поездку на завод и обратно, сегодня не существует). По словам президента автогиганта Бориса Алешина, производство будет запущено в понедельник. Но вполне возможно, что этого не произойдет.

Как известно, в феврале на АвтоВАЗе был установлен новый график работы — четырехдневная рабочая неделя с сокращенным рабочим днем в две шестичасовые смены. Он распространялся практически на все производства, за исключением опытно-промышленного и сборочного конвейера «Нивы», которые работали в обычном режиме. Но в четверг вторая смена и этой нитки была остановлена. Пресс-служба АвтоВАЗа данный факт подтверждает, но официальных комментариев не дает. Зато Алешин объяснил, что остановка конвейеров связана с отсутствием целого ряда комплектующих. АвтоВАЗ ведет переговоры с поставщиками и рассчитывает решить возникшие проблемы. «Чуть отстаем от графика на этой неделе, но с понедельника будем работать в прежнем режиме», — цитирует Алешина агентство «Интерфакс». Глава автогиганта также отметил, что завод рассчитывает выполнить месячный план.

Проблема заключается в том, что на фоне неблагоприятной экономической ситуации и возникновения кассовых разрывов АвтоВАЗ был вынужден перейти к использованию вексельных схем в расчетах с поставщиками, при этом деньгами завод платит лишь 30%. И хотя АвтоВАЗ обещает полностью выполнить обязательства перед предприятиями-смежниками, большинство поставщиков не скрывают недовольства новой схемой расчетов. По некоторым данным, общая сумма задолженности автогиганта перед партнерами достигает 18 млрд рублей. Многие поставщики в этой ситуации просто отказываются работать без немедленной оплаты долга. Так, например, сызранская группа компаний «Криста» сокращает производство на своих предприятиях (в том числе, на крупнейшем заводе ОАО «Пластик»). По информации компании, долг АвтоВАЗа перед ней достиг 800 млн рублей. Всего же, по словам Алешина, отказались поставлять продукцию на ВАЗ семь предприятий.

Стоит отметить, что АвтоВАЗ сейчас находится в очень сложном положении. Топ-менеджмент завода и рад бы расплатиться с поставщиками, но оборотных средств для этого явно недостаточно. На начало февраля складские запасы автомобилей на заводе составляют 115 тыс. штук, в месяц продается всего 30 тыс. «Мы могли остановить конвейер еще в октябре, ноябре или декабре. Но я все же посчитал, что из экономических соображений, из-за предполагаемой девальвации этого делать не стоит», — уточнял ранее Алешин. Напомним, по итогам января АвтоВАЗ через дилерскую сеть реализовал 29,1 тыс. автомобилей Lada. План производства автомобилей на февраль — 32 тыс. штук.