Вагонов нет

25 марта 2009, 10:42

Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» (УВЗ, Нижний Тагил, Свердловская область) остановила производство полувагонов. В итоге с апреля в вынужденные отпуска будет суммарно отправлено около 11 тыс. рабочих.

Как сообщил «Интерфаксу» начальник управления информации и связи с общественностью УВЗ Борис Минеев, всего в рамках контракта с Первой грузовой компанией (ПГК, «дочка» ОАО «Российские железные дороги») «Уралвагонзавод» должен был поставить 4 тыс. полувагонов, в том числе 2,5 тыс. полувагонов модели 12-132-03 и 1,5 тыс. полувагонов нового поколения модели 12-196-01, а также 2 тыс. цистерн. Первая часть заказа – 2,5 тыс. полувагонов 12-132-03 выполнена, но вторую часть – еще 1,5 тыс. полувагонов нового поколения – УВЗ не может начать делать, так как для их производства необходимы специальные подшипники, которые производятся только в Швеции. Обеспечением производства подшипниками должна заниматься ПГК, но компания по непонятной причине этого не делает. Ранее Минеев сообщал, что партия подшипников из Швеции может быть поставлена только к лету 2009 года, до этого периода заключены контракты на поставку подшипников другим производителем.

Впрочем, на прошлой неделе президент РЖД Владимир Якунин, возможно, объяснил причину медлительности ПГК. По его словам, УВЗ необходимо обратить внимание на качество производимой продукции. «Буквально вчера у нас на станции на Восточно-Сибирской дороге произошел сход подвижного состава из-за излома боковой рамы вагона производства 2007 года. Это свидетельствует о безобразном контроле на этом заводе, безобразной технологии. Руководству завода прежде всего надо обратить внимание на то, как осуществляется управление этим предприятием, а потом пытаться возлагать ответственность за свою собственную головную боль на других», – сказал он журналистам в Новосибирске. И добавил, что заявления «Уралвагонзавода» считает «неадекватными, не соответствующими реальному положению дел».

В уральской корпорации слова Якунина восприняли болезненно. Борис Минеев рассказал, что в последние три года на предприятии проводится жесткая организация контроля качества литья. «Мы приобрели для этого специальные станки. Кроме того, мы соблюдаем жесткие технические требования, установленные четыре года назад РЖД», – сказал он, подчеркнув, что завод выполняет все требования железнодорожников и приобретает дорогостоящее оборудование для проведения контроля качества. Также Минеев сообщил, что специалисты УВЗ выехали в Красноярский край, где произошел сход вагонов для выяснения ситуации. «В таких случаях у нас отстроенная система, заключающаяся в том, что завод-изготовитель приглашают на место ЧП, и мы там вместе с железнодорожниками работаем в комиссии, а потом на заседании комиссии выяснят причины», – отметил он. «Мы не исключаем того, что высказывания Якунина могут быть поводом к подаче иска о защите деловой репутации завода», – сказал также Минеев.

Как бы там ни было, с 5 февраля «Уралвагонзавод» приостановил деятельность вагоносборочного производства, отправив в вынужденный отпуск 11,67 тыс. работников. Правда, среди основных причин тогда назывались экономически невыгодные цены контракта на полувагоны с ПГК, а также повышение цен на металл. 24 февраля вагоносборочный цех возобновил работу. Но с 1 марта «Уралвагонзавод» вновь отправил в вынужденные отпуска 6,5 тыс. человек в связи с недостатком заказов. С апреля количество отпускников вновь возрастет до 11 тыс. человек.

НПК «Уралвагонзавод» – многоотраслевой машиностроительный комплекс, предприятие основано в 1931 году. Владельцем 100% акций компании является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом РФ. Завод выпускает около 100 видов продукции, в частности военную технику, дорожно-строительные машины, цельнометаллические полувагоны, специализированные вагоны и железнодорожные цистерны. По данным на 1 февраля текущего года, общая численность сотрудников предприятия составила 33,4 тыс. человек.