Поближе к народу

28 апреля 2009, 15:27

Нефтяная компания «Роснефть» (РН) намерена почти вполовину увеличить количество автозаправочных станций (АЗС) на территории ключевого для себя региона — Самарской области.

На этой территории расположено одно из добывающих предприятий компании — «Самаранефтегаз» (добывает 10–11 млн тонн нефти в год), три нефтеперерабатывающих завода — Куйбышевский, Новокуйбышевский и Сызранский (совокупная мощность переработки — свыше 25 млн тонн нефти в год), Новокуйбышевский завод масел и присадок, а также 80 АЗС «Самаранефтепродукта», который контролирует около 25% розничного рынка нефтепродуктов региона. Все это хозяйство досталось «Роснефти» в мае 2007 года в «наследство» (на аукционе, естественно) от опальной нефтяной компании ЮКОС. Поначалу «Роснефть» не проявляла особой заинтересованности в расширении сети АЗС, делая упор на получение новых участков для нефтедобычи и вялотекущей модернизации НПЗ. Однако падение мировых цен на нефть изменило эту тенденцию. И сейчас государственная нефтяная компания хочет получить от областных и муниципальных властей Самарской области 34 участка для строительства новых автозаправочных станций — девять в Самаре, шесть в Тольятти, остальные — в различных районах области. Как пояснила прессе Лариса Константинова, пресс-секретарь вице-губернатора региона Александра Нефедова, областные власти рассмотрят эту просьбу компании до 15 мая.

Активизация «Роснефти» на розничном рынке нефтепродуктов, очевидно, связана с изменением структуры прибыли этой вертикально интегрированной нефтяной компании (ВИНК). Как и все отечественные ВИНК, до осени прошлого года львиную долю прибыли компания получала за счет экспортных поставок нефти. Рентабельность же розничной торговли бензинами колебалась в районе 10%. Когда цены на нефть на мировых рынках пошли вниз, автомобилисты страны понадеялись, что с той же скоростью опустятся и розничные цены на бензин. Однако усилиями крупнейших нефтяных компаний страны этого не произошло. И понятно почему — ВИНК просто переместили центр получения прибыли из нефтедобычи поближе к нефтепереработке и розничному рынку. По разным подсчетам, рентабельность АЗС, принадлежащих вертикально интегрированным нефтяным компаниям, таким как «Роснефть», за это время повысилась минимум в 1,5–2,5 раза.

Другое дело, что конкуренция на этом рынке в индустриально развитых регионах, таких как Самарская область, достаточно высока, да и сами регионы еще со времен ЮКОСа негласно поделены между нефтяными компаниями. «Татнефть» контролирует Татарстан, ТНК-ВР — Саратовскую область, «ЛУКойл» — Нижегородскую, а «Роснефть» — Самарскую. Начиная с прошлого года эта конкуренция обостряется. Именно с этим, например, многие местные наблюдатели связывают возбуждение уголовного дела следственным управлением одного из районов Самарской области в отношении бывшего генерального директора «Татнефть-Самара» (ТНС) Сергея Кандаурова. Правоохранительные органы подозревают его в незаконной добыче и реализации нефти с получением прибыли в размере около 122 млн рублей — случай для отрасли нередкий, но подавляющее число таких ситуаций регулируются «соглашениями сторон» и до уголовного дела не доходят. Однако именно ТНС как «дочка» «Татнефти» должна была реализовать амбициозные планы своей материнской компании по резкому увеличению добычи нефти в соседнем с Татарстаном регионе. А сама «Татнефть» ранее заключила с администрацией Самарской области соглашение, в котором посулила щедрые преференции региону за помощь, в частности по получению земельных участков под строительство своих фирменных АЗС.

Очевидно, в данном случае интересы «Роснефти» (у нее тоже заключено соглашение о сотрудничестве с властями Самарской области) оказались весомее. По словам Константиновой, в региональном минфине и минпроме сейчас готовят дополнительное соглашение с этой нефтяной компанией по поводу ее просьбы о выделении трех десятков участков земли под строительство автозаправочных комплексов. По предварительной оценке, само строительство обойдется «Роснефти» в сумму около 17 млн долларов. Пока неизвестно, сколько к этой цифре «добавят» областные власти. Действующее соглашение между ними и этой нефтяной компанией предусматривает обязанность «Роснефти» инвестировать в развитие своих самарских подразделений в 2008–2009 годах не менее 20 млрд рублей. В свою очередь, они должны были за это время перечислить в областной бюджет не менее 18 млрд рублей налогов.

Однако кризис изменил не только ситуацию с ценами на нефть и бензин. Новый вариант регионального бюджета Самарской области предусматривает сокращение как расходной, так и доходной частей на этот год более чем на треть. Более всего — в четыре раза — урезаны расходы областного министерства строительства и ЖКХ, в два раза — до 5,3 млрд — расходы на проектирование, ремонт и строительство автодорог. Областные чиновники предлагают также приостановить действие 18 целевых программ (по развитию и господдержке малого предпринимательства, по улучшению репродуктивного здоровья населения и др.), объем финансирования которых на этот год утвержден губернской Думой в размере 21 млрд рублей. В этой ситуации деньги «Роснефти» за «помощь» в развитии сети АЗС на территории губернии, очевидно, придутся как нельзя кстати.