«Формулический» бунт

Евгений Уткин
14 мая 2009, 14:11

Французская команда «Формулы-1» Renault поддержала протест итальянской Ferrari. Тем временем решение Ferrari об отказе от участия в чемпионате «Формулы-1» в 2010 году, если не будут изменены новые правила, всколыхнуло всю Италию. Возмущены и многие любители автоспорта по всему миру.

Ведь для них имя Ferrari непосредственно связано с «Формулой-1». Ferrari – это единственная команда, которая принимала участие во всех чемпионатах «Формулы-1» начиная с 1950 года, когда был определен формат современных соревнований. Единственная, которая 16 раз выиграла кубок конструкторов и 15 раз ее пилоты становились чемпионами. Для итальянцев эти гонки являются вторым после футбола национальным спортом. «Мы горды, что сделали „Формулу-1” великой, – пишет официальный сайт Ferrari www.ferrari.it. – И кто хочет, чтобы эта замечательная история закончилась?»

По мнению всех итальянских газет, злодеем, который решил убить «красного коня», является президент Международной федерации автоспорта (FIA) Макс Мосли. Самая большая общенациональная газета Corriere Della Sera предупредила: «Ferrari объявила о разводе, и расставание не будет безболезненным. Если развод состоится, Скудерия использует своих адвокатов против FIA и ее президента, требуя возмещения ущерба. Макс Мосли поставил „Формулу-1” с ног на голову, нарушив соглашения между FIA и Ferrari». Автор одной из статей прямо заявил: «Было бы гораздо проще (и надо бы), если бы Макс Мосли не мешал и ушел в отставку. Никто бы не заплакал, ну абсолютно никто! А вся „Формула-1” дрожит от мысли, что Ferrari сойдет с этой карусели, самой быстрой, рискованной и прибыльной в мире».

Статья в ведущей спортивной газете Италии Gazzetta Dello Sport тоже выдержана в мрачных тонах: «Ferrari угрожает уходом из „Формулы-1”, и Максу Мосли придется решать, готов ли он настаивать на своей позиции, получив чемпионат мира для частных команд, или лучше сделает шаг назад, сохранив крупных автопроизводителей, которые не хотят конкурировать с второсортными командами. Последствия скандала могут быть разрушительными, Ferrari вызовет FIA в суд, а Берни Экклстоун больше не сможет получать от телекомпаний баснословные суммы». «Ferrari может выставить команду в 24 часах Ле-Мана и бороться с Audi и Peugeot, может организовать альтернативный чемпионат, в котором команды выставят на трассу трех пилотов, одним из которых мог бы стать Валентино Росси, не раз тестировавший машины „Формулы-1”», – говорит о перспективах развития ситуации газета.

Несколько лет назад команда Ferrari с Михаэлем Шумахером выигрывала почти все гонки подряд. Появилось подозрение, что это подорвет интерес к гонкам, и FIA начала устанавливать различные технические ограничения, меняя регламент. Безусловное лидерство итальянцев было подорвано, да еще так, что, например, сейчас Ferrari занимает только скромное шестое место.

Разразившийся кризис подорвал финансовую стабильность «Формулы-1». В декабре прошлого года Honda Motor объявила, что прекращает финансирование своей заводской команды «Формулы-1», поскольку в условиях экономического кризиса, сильно ударившего по автопрому, нуждается в сокращении расходов. Ежегодные затраты на команду японского производителя составляли около 400 млн долларов, а всего же с 2006 года, когда Honda, купив у British American Tobacco команду, начала выступать в «Формуле-1» под собственным брендом, затраты превысили 1 млрд долларов. Бренд Honda исчез из «Формулы-1», но директор «конюшни» Росс Браун и исполнительный директор Ник Фрай выкупили команду за 120 млн фунтов стерлингов. Недолго думая, Росс Браун назвал новую команду своим именем, и так появилась команда Brown, которая, кстати, сейчас уверенно занимает первое место.

Отказ Honda от финансирования команды в «Формуле» и разговоры о сложном финансовом положении многих других участников напугали руководство FIA. «На данный момент „Формула-1” еще не прочувствовала на себе всю тяжесть мирового экономического кризиса, – считает президент FIA Макс Мосли. – Но это только потому, что у команд были заключены длительные спонсорские контракты. Вот когда они истекут, все поймут, что денег стало меньше, и это надолго. Вообще финансовое благополучие команд зиждется в основном на средствах, поступающих от автомобильных концернов и компаний финансового сектора. То есть тех, кто сильнее всего пострадал от кризиса. Я неоднократно письменно обращался к автопроизводителям с просьбой официально подтвердить их долгосрочное участие в „Формуле-1”. Ни одного ответа я так и не получил. Мы уже потеряли Honda, и в любой момент другие автоконцерны могут отказаться от „Формулы-1”. Ситуация такова, что действовать надо незамедлительно».

FIA задумалась, как же помочь командам в условиях кризиса, посчитала и придумала антикризисные меры. Одно из главных – введение в «Формуле-1» потолка расходов в 40 млн фунтов стерлингов. При такой планке «более 70% команд „Формулы-1” станут прибыльными», объяснял свою позицию Мосли. До этого расходы команд составляли 200-300 млн долларов, а такие гранды, как McLaren и Ferrari, тратили более 400 млн долларов в год.

Командам, которые добровольно согласятся принять новые правила до 29 мая, обещали более мягкий технический регламент. К тому же в сумму 40 млн долларов не входят зарплаты пилотов, расходы на прием гостей, налоговые отчисления, штрафы и выплаты дивидендов. Тем, кто пожелает оставить за собой право тратить сколько хочется, придется строить свои машины по гораздо более суровым правилам, а тем, кто согласится, можно будет использовать двигатели без ограничения количества оборотов в минуту (в настоящее время не более 18 тыс. оборотов). Для них снимается также ограничение на количество моторов, которые можно использовать за сезон (сейчас команды могут «потратить» на одного гонщика только восемь двигателей в течение чемпионата). Будет разрешено использовать подвижные передние и задние антикрылья, и вдвое более мощную систему KERS (система рекуперации кинетической энергии).

В числе других новаций для всех участников «Королевских гонок» – отказ с будущего сезона от использования подогревателя покрышек, увеличение веса машин с 605 до 620 кг и введение запрета на дозаправки по ходу гонки. С целью привлечения в серию новых команд максимальное число участников увеличено до 26 машин – сейчас на этапах Гран-при выступает по 20 гонщиков. Каждой новой команде, в случае если она докажет, что обладает финансовыми и техническими ресурсами для участия в чемпионате, обещана выплата в размере 10 млн долларов. Новые команды также получат возможность бесплатно перевозить две гоночные машины и еще 10 тонн груза на этапы, проводимые за пределами Европы. Новичкам также будут выдавать 20 бесплатных авиабилетов эконом-класса для персонала.

Ясно, что все эти меры станут хорошим подспорьем новичкам и менее богатым командам. Потому мнения участников относительно реформы «Формулы-1» резко разделились. С радостью согласились Brawn, Williams и Force India, другие команды выступили против.
О возможном отказе от участия в «Формуле-1» из-за несогласия с новым регламентом заявили команды Toyota и Red Bull. Но только Ferrari жестко заявила, что не будет участвовать в чемпионате-2010, если правила не будут пересмотрены. Вчера примеру итальянцев последовала и французская команда Renault. «Достойно разочарования то, что Международная федерация автоспорта приняла новые нормативы и игнорирует альтернативные планы, предложенные командами», – говорится в ее заявлении.

Тем не менее нотки надежды прозвучали в словах Берни Экклстоуна, главного промоутера «Формулы-1»: «Ferrari не так глупа. Она не хочет выйти из „Формулы-1”, и мы не хотим потерять Ferrari, с которой постараемся договориться». «Ferrari – необходимый элемент „Формулы-1”. Они участвуют в гонках уже 60 лет. Ferrari – наши партнеры, это люди, мнение которых мы должны принимать во внимание. В настоящий момент все держатся на Ferrari . Если мы решим наши с ними проблемы, все будет хорошо», – приводит слова Экклстоуна британская Daily Telegraph. Встреча представителей команд с FIA состоится уже завтра.

Но вот Макс Мосли по-прежнему занимает жесткую позицию: «Мы проживем и без нее». У Мосли на днях произошла страшная трагедия – из-за передозировки наркотиков погиб его 39-летний сын Александр. И теперь в Италии опасаются, как бы Мосли не погубил самого любимого «сына» «Формулы-1» – команду Ferrari. И как бы потом, без Ferrari, не умерла бы и сама «Формула-1», лишившись своего «звездного» статуса и перестав восприниматься как главное и самое красочное автогоночное состязание в мире.