Сделка близка

29 мая 2009, 21:31

Автопроизводитель Opel будет продан консорциуму канадско-австрийского производителя запчастей Magna и российского автопроизводителя ГАЗ, заявляют эксперты, близкие к сделке. Как сообщило новостное агентство Dow Jones, американский автоконцерн General Motors достиг предварительного согласия с консорциумом Magna–ГАЗ относительно продажи кризисного автопроизводителя Opel. Очевидно, Magna и ГАЗ приняли условие GM о переводе дополнительных 300 млн евро для срочной стабилизации Opel.

Переговоры о продаже Opel велись все последние недели. В гонке за приобретение европейского автопроизводителя помимо консорциума Magna и ГАЗ участвовал также итальянский автогигант Fiat. Амбициозный план предполагал сокращение 18 тыс. рабочих мест Opel (в Германии на компанию работает 25 тыс. человек, всего по Европе – чуть меньше 50 тыс.), а также интеграцию Opel, Fiat и Chrysler в единый транснациональный концерн, производящий 6,4 млн автомобилей в год, что сделало бы этот концерн вторым в мировом рейтинге после Toyota. Покупку предполагается полностью профинансировать из заемных средств. Двумя оставшимися потенциальными инвесторами являются бельгийский инвестфонд RHJ, а также китайский автопроизводитель BAIC, чьи бизнес-модели, однако, являются куда менее проработанными, чем предложения Fiat и Magna–ГАЗ.

Между тем сегодня утром стало известно, что глава Fiat Серджио Маркионне принял решение выйти из переговоров о приобретении Opel. По словам Маркионне, причиной решения стали «постоянные новые требования» со стороны General Motors, которые выдвигались вплоть до утра пятницы. «Я удивлен и расстроен последними фазами переговоров», – заявил Маркионне. Новые финансовые требования GM «заставили бы Fiat поддерживать Opel финансово и создали бы ненужные и неразумные риски», продолжил глава Fiat.

Демарш итальянцев серьезно озаботил немецкие власти, и вплоть до полудня пятницы в администрации федерального канцлера Ангелы Меркель проходило обсуждение целесообразности продолжения переговоров с оставшимися инвесторами о возможном участии немецкого государства в кредитовании покупки Opel. Представители администрации Меркель заявили, что не исключают возможности даже самых тяжелых последствий провала переговоров, в том числе и банкротства Opel в течение ближайшей недели. Ряд немецких деловых изданий сделали предположение о том, что General Motors вообще не собирается продавать Opel и постоянное изменение переговорной позиции является лишь попыткой отпугнуть потенциальных инвесторов. В итоге встреча в администрации федерального канцлера была перенесена с 16 часов на 18 часов по берлинскому времени (20 часов по Москве), после чего в прессу просочились неофициальные подтверждения о согласии сторон на продажу Opel консорциуму Magna–ГАЗ.

Основной план Magna и ГАЗ предусматривал вложение в Opel 700 млн евро собственных средств (видимо, теперь к ним добавятся еще 300 млн евро экстренного стабилизационного платежа). Оставшиеся деньги – от 4 до 5 млрд евро – предполагалось взять в кредит под льготный процент у немецкого государства, заинтересованного в сохранении рабочих мест Opel. Предложенный Magna и ГАЗ проект санации Opel предусматривал сокращение 10 тыс. рабочих мест на европейских заводах при минимальной угрозе сохранности рабочих мест на четырех заводах Opel в Германии, что крайне важно для немецкого правительства, готовящегося к назначенным на осень парламентским выборам. Основные же сокращения персонала Opel должны будут пройти в Британии и Бельгии. GM и Сбербанку должны были достаться по 35% Opel, еще 20% предполагалось передать Magna, и 10% – работникам Opel.