Нефть для ВСТО

7 мая 2009, 13:41

Минэнерго и Минэкономразвития (МЭР) до конца текущей недели планируют завершить согласование проекта постановления правительства об обнулении экспортной пошлины на нефть месторождений Восточной Сибири. «Проект постановления подготовлен и проходит заключительные стадии согласования в ведомствах», – сообщил прессе представитель Минэнерго после вчерашнего совещания по этому вопросу в Минэкономразвития.

Идея чиновников заключается в том, чтобы за счет отмены экспортных пошлин стимулировать нефтяные компании к ускоренной разработке семи месторождений этого региона: Ванкорского и Юрубчено-Тахомского («Роснефть»), Верхнечонского (ТНК-ВР и «Роснефть»), Талаканского («Сургутнефтегаз»), Куюмбинского («Славнефть»), Дулисьминского (Urals Energy) и Средне-Ботуобинского («Таас-Юрях нефтегазодобыча»). При этом список месторождений, которые попадут под режим льготного налогообложения, – не окончательный, поясняет источник в Минэнерго, он может быть «по обстоятельствам» скорректирован.

Основным из этих «обстоятельств» является наполнение восточносибирской нефтью нефтепровода Восточная Сибирь–Тихий океан (ВСТО), первая очередь которого (рассчитанная на 30 млн тонн нефти в год), по словам вице-премьера Игоря Сечина, должна быть введена в эксплуатацию в конце этого года. ВСТО откроет ворота российской нефти в страны азиатско-тихоокеанского региона, в первую очередь в Китай, куда она пока поступает только по железной дороге. Сейчас «Транснефть», по словам главы компании Николая Токарева, почти завершила сварку линейной части нефтепровода (2 650 км из 2 694 км) и сдала в эксплуатацию три из семи нефтеперекачивающих станций первой очереди ВСТО. В конце апреля, сразу после того, как Россия и Китай подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве, из приграничного города Сковородино (Амурская область) началось строительство отвода нефтетрубы в Поднебесную мощностью 15 млн тонн нефти в год. В свою очередь, в бухте Козьмино под Находкой, куда на первом этапе нефть из Сковородино будет доставляться по железной дороге, выполнена уже треть работ по созданию специализированного нефтяного порта, из которого восточносибирское «черное золото» будет экспортироваться танкерами в страны АТР.

Первая нефть из ВСТО в Козмино должна поступить уже в декабре этого года. Однако, как утверждал ранее министр энергетики Сергей Шматко, для того чтобы обеспечить устойчивую работу нового нефтепровода (тем более с учетом доведения его до проектной мощности 80 млн тонн нефти в год), нужно не менее трех лет. Очевидно, на этот срок и будут введены «налоговые каникулы» по экспортной пошлине для нефтяных компаний, добывающих нефть на месторождениях Восточной Сибири. Другое дело, что пока неизвестно, согласятся ли на этот вариант Министерство финансов и Федеральная таможенная служба. Таможенников может не устроить то, что хоть и формально, но эта льгота противоречит законодательству, которое устанавливает единую ставку экспортной пошлины на всей территории России. А Минфин может испугать то, что потери бюджета от отмены экспортных пошлин на трех крупнейших месторождениях – Ванкорском, Талаканском и Верхнечонском – только в первом году эксплуатации ВСТО составят свыше 2,5 млрд долларов (при экспортной пошлине 138 долларов за тонну нефти, соответствующей цене нефти Urals 48 долларов за баррель). Впрочем, учитывая то, что строительство ВСТО – дело политическое, очевидно, в этом вопросе перевесят позиции Минэнерго и Минэкономразвития.