Поздно вечером в пятницу команды BMW Sauber, Brawn GP, Ferrari, McLaren Mercedes, Red Bull, Renault, Toro Rosso и Toyota опубликовали заявление, что они не могут подчиниться диктату Международной федерации автоспорта (FIA) и ее президенту Максу Мосли и не будут участвовать в чемпионате-2010 в том виде, как им было предписано. Они уже думают о создании альтернативного чемпионата мира. «Новая серия получит прозрачную систему управления, общие правила, привлечет новые команды. Она также будет учитывать мнение болельщиков, которым будут предложены более низкие цены на билеты, а также партнеров команд, – говорится в заявлении. – Все ведущие гонщики, бренды, спонсоры и компании, исторически связанные с автоспортом высочайшего уровня, будут задействованы в новой серии».
При этом пять команд, старожилы Williams и Force India (за это их исключили из FOTA, ассоциации команд «Формулы-1») и новички Campos, UsF1 и Manor, уже подписали заявки на участие в чемпионате мира-2010. «Мы команда „Формулы-1”», – лаконично заявил директор Williams Адам Парр. Еще шесть новых команд тоже хотели бы принять участие в «Формуле-1» 2010 года.
Таким образом, главный чемпионат мирового автоспорта раскололся пополам, причем самые именитые команды – как Ferrari, единственная, участвующая во всех чемпионатах с ее основания, но в этом году выступающая неудачно, так и лидер этого года, только что созданная Brawn GP, – оказались в стане бунтовщиков. Впрочем, три команды, Ferrari, Red Bull и Toro Rosso, все-таки подали заявку на участие, срок которой истекал 29 мая, но заявили, что будут участвовать только на своих условиях.
Конфликт произошел потому, что президент FIA Макс Мосли, ссылаясь на кризис в автопроме, хочет в директивном порядке снизить ежегодные расходы команд до 40 млн фунтов стерлингов. Он жестко отстаивал свою позицию, говоря, что многие команды не смогут участвовать в «Формуле-1» из-за непомерных расходов, и чтобы избежать «соревнования кошельков, а не машин». Достаточно неожиданно в прошлый четверг он пошел на компромисс – удвоить потолок расходов на 2010 год и сократить до 40 млн фунтов только с 2011 года. Но и это совсем не помогло.
FIA называет одним из главных зачинщиков бунта Ferrari и ее президента Луку Монтедземоло. Несколько дней назад FIA разместила на официальном сайте объяснение своих действий и обвинения в адрес Монтедземоло: «Он делает все, чтобы расколоть „Формулу-1”. Отреагировала федерация и на раскольническое заявление команд: «Ни при каких обстоятельствах FIA не могла допустить, чтобы команды диктовали федерации условия». FIA начинает судебное преследование в отношении отколовшихся команд, и после этого объявит состав участников чемпионата-2010.
Многие говорят о личном конфликте Макса Мосли и Луки Монтедземоло. Так думает и бывший пилот команды Ferrari, легендарный Ники Лауда: «Пилоты не могут диктовать условия спортивным организациям. Но здесь налицо борьба между президентом FIA и президентом Ferrari».
Президентский срок Макса Мосли истекает в октябре, он бессменный президент FIA с 1993 года. Вероятно, он бы хотел еще раз стать президентом федерации, но после этого конфликта пресса ему дает мизерные шансы. Английская газета Evening Standard озаглавила свою статью «Последний круг Мосли». Вспомнив все его грехи, в том числе садомазохистскую оргию с проститутками в нацистском стиле (тогдашняя реакция FIA была – «это его личное дело») и недавнюю смерть сына от передозировки наркотиков, газета заключает, что внутри «Формулы-1» у него очень много противников. На последней гонке в воскресенье в Сильверстоуне были видны плакаты «Max & Bernie out» (Берни Экклстоун, вице президент FIA и патрон «Формулы-1»).
Сам Мосли уверен в своей правоте. «Нам пришлось прибегать к помощи адвокатов, но все будет в порядке, когда команды, потерявшие рассудок, снова его обретут». Он думает, что восемь раскольников только блефуют, чтобы получить больший контроль и выгоду: «Речь идет попросту о спектакле – спектакле, который закончится еще до 2010 года и уж точно до первой гонки в Мельбурне». «Они не сумеют получить должную поддержку спонсоров и вернутся назад», – заключает Мосли.
Внешне спокоен и Берни Экклстоун: «„Формула-1” существует уже 60 лет, и с нами уже участвовали около 60 команд, мы продолжим без проблем наш путь». У него есть контракты с телекомпаниями, которые приносят до 1 млрд долларов в год, договоры с автодромами, которые также платят за право проведения гонки около 20 млн долларов в год, и с крупными рекламодателями.
Но спокоен босс «Формулы» только внешне. Захотят ли крупные рекламодатели и телевизионные компании платить за такую, без легендарных команд, «Формулу-1» – еще вопрос. Например, итальянская государственная телевизионная компания RAI уже заявила, что ей неинтересна «Формула-1» без Ferrari, и обратилась к адвокатам о возможности расторжения договора. С телекомпанией Sky договор истекает в этом году. Захотят ли его продлить – тоже большой вопрос. Поэтому Берни может потерять много денег и большую империю. На его место найдутся желающие, например Флавио Бриаторе (патрон Renault и известного клуба Billionair на Сардинии).