То, что движение в сторону «просвещенной Европы» будет для Белоруссии непростым, стало ясно вчера вечером, когда Парламентская ассамблея Совета Европы отказалась вернуть белорусскому парламенту статус спецприглашенного этой организации, которого он был лишен в 1997 году.
Статус спецприглашенного был учрежден ПАСЕ в 1990-х годах, чтобы помочь странам в выполнении условий по полноправному членству в Совете Европы. С 1992 года по 1997 год парламент Белоруссии уже пользовался этой «привилегией». Но в 1997 году его действие было приостановлено – в связи с тем, что в ноябре 1996 года президент Александр Лукашенко значительно расширил свои полномочия в ущерб парламенту. Сейчас Белоруссия остается единственной страной в Европе, не являющейся членом ПАСЕ.
Как заявил глава белорусской делегации в Страсбурге, вице-спикер нижней палаты Национального собрания республики Валерий Иванов, сейчас в Белоруссии происходит процесс демократизации, а потому поддержка Совета Европы очень важна. Его кстати, поддержала и российская делегация. «Эта ситуация по изоляции Белоруссии уже становится анахронизмом», – считает заместитель председателя комитета по международным делам Госдумы Леонид Слуцкий.
Но члены ПАСЕ оказались не готовы повысить рейтинг белорусской демократии. Было решено, что статус спецприглашенного (да и то сроком на год) белорусский парламент получит опять только после выполнения ряда предварительных условий, одно из которых – введение моратория на смертную казнь. При этом ПАСЕ намерена продолжать мониторинг процесса движения Минска в сторону «стандартов Совета Европы». Окончательное решение по статусу Белоруссии будет принимать бюро ПАСЕ на заседании в Париже в сентябре.
О демократизации говорила с Александром Лукашенко в начале этой недели и комиссар ЕС по внешним связям и европейской политике соседства Бенита Ферреро-Вальднер. Стоит отметить, что визит еврокомиссара в Минск планировался еще весной этого года. Но тогда «батька» отказался с ней встречаться. Молочно-газовая война с Москвой, видимо, вынудила белорусские власти несколько активизировать диалог с ЕС.
«Чего мы хотим от Европы? Чтобы европейцы понимали, что Беларусь – не только географический центр этого континента. Здесь живут очень порядочные, честные, трудолюбивые люди. Здесь существует независимое суверенное государство, и посягать на это, как бы кому-то ни хотелось, мы позволить не можем», – заявил белорусский президент на встрече с еврокомиссаром. Как отметил Лукашенко, без сотрудничества с Евросоюзом, на который приходится половина внешнеторгового оборота республики, Минск не сможет развивать свою экономику. Кроме того, Белоруссия рассчитывает и на финансовую помощь ЕС.
«Те шаги, которые вы сделали, позволили европейцам переосмыслить подход к вашей стране. Если будет желание с вашей стороны, то будет готовность и с нашей налаживать сотрудничество», – в свою очередь подчеркнула еврокомиссар. Ферреро-Вальднер напомнила, что «страны-члены ЕС ранее обратились к Белоруссии с призывом о выполнении ряда просьб». «Некоторые из них были выполнены, и эти шаги позволили европейцам переосмыслить их подходы к вашей стране», – сказала член Еврокомиссии. При этом она добавила: «Мы также вынуждены констатировать, что некоторые пожелания все еще не выполнены».
Кстати, представительство Еврокомиссии в Минске опровергло информацию газеты «Коммерсантъ», что в качестве условия для выделения крупных кредитов Белоруссии Евросоюз ставит приватизацию и продажу европейским инвесторам ключевых предприятий страны. Якобы на переговорах Ферреро-Вальднер и Лукашенко шла речь о том, что Брюссель в принципе готов кредитовать Беларусь, но в обмен на кредиты Минск должен согласиться на приватизацию ключевых предприятий и их последующую покупку европейскими инвесторами. Поминались якобы Мозырский и Новополоцкий НПЗ и калийные месторождения. Но, как заявили в представительстве Еврокомиссии, такие вопросы вообще не стоят на двусторонней повестке дня.
Жесткие экономические требования выдвигает Белоруссии Международный валютный фонд. Выдавая кредиты, МВФ требует, чтобы правительство республики наконец приступило к масштабной приватизации промышленных активов. Но именно контроль над госсобственностью является основой нынешнего белорусского режима. В то же время требования ЕС расширить права белорусской оппозиции вряд ли поспособствуют укреплению личной власти «батьки». Очевидно, что Минск пытается использовать «западный фактор» в своем противостоянии с Москвой. Но поддержка Запада в итоге может обойтись Александру Лукашенко весьма дорого.