Абсурд в немецком исполнении

30 июня 2009, 15:54

Попытка поглощения компанией Porsche концерна Volkswagen входит в новую фазу — теперь поглощение грозит Porsche, уже со стороны Volkswagen. Представители Volkswagen передали Porsche официальное предложение о покупке 49% долей Porsche.

За 49,9% Porsche Volkswagen готов заплатить от 3 млрд до 4 млрд евро. Оставшиеся 51%, по замыслу властей Нижней Саксонии, которые и выступают главным инициатором «ответного удара», должны остаться в руках семей Пиэх и Порше — наследников Фердинанда Порше по женской и мужской линиям соответственно. Согласно предложенному Volkswagen плану, после приобретения 49% Porsche вольфсбургским концерном Porsche должен будет продать принадлежащие ему опционы на покупку 24% акций Volkswagen катарскому государственному инвестфонду QIA. После этого Porsche и Volkswagen должны будут слиться в единый холдинг, 40% которого будут принадлежать семьям Пиэх и Порше, 20% — правительству Нижней Саксонии и 15% — правительству Катара. Данное предложение Volkswagen действует до следующего понедельника 6 июля.

Предложение руководства Volkswagen купить половину Porsche и слиться в единый концерн, в котором у семей Пиэх и Порше не будет решающего голоса, выглядит настоящей пощечиной амбициозному менеджменту штутгартской компании. Последние несколько лет концерн Porsche методично шел к своей стратегической цели — поглощению Volkswagen — и не дошел до нее буквально один шаг. На настоящий момент Porsche владеет 51% долей Volkswagen и имеет также опционы на приобретение еще 24% акций вольфсбургского автоконцерна, выпускающего также автомобили марок Audi, Bentley, Bugatti, Lamborghini, Seat и Skoda. Еще 20% долей Volkswagen принадлежат правительству федеральной земли Нижняя Саксония, на территории которой располагаются два основных завода марки Volkswagen: в Ганновере и Вольфсбурге. Между тем владение 51% долей Volkswagen является сегодня не сильной, а слабой стороной Porsche — в их покупку было вложено слишком много денег, а искомая отдача — установление контроля за Volkswagen — так и не была получена.

Для завершения поглощения Volkswagen Porsche банально не хватило дыхания — проводившийся почти с маниакальной настойчивостью план по поглощению конкурента привел к тому, что задолженность Porsche достигла 9 млрд евро. Даже на фоне весьма здоровых финансовых показателей Porsche этот размер долга стал критическим: напомним, что оборот Porsche составляет 6,7 млрд евро. Porsche, на котором работают 12 тыс. человек, переоценил свои возможности по поглощению Volkswagen, в котором заняты 370 тыс. сотрудников. Положение Porsche усугубил мировой кризис, поставивший под сомнение успех новой модели Porsche — Panamera. Все более рискованные спекуляции с бумагами Volkswagen (в ноябре прошлого года в течение пары дней стоимость бумаг взлетала с 230 до 1005 евро, что на какой-то момент сделало VW самой капитализированной компанией мира). Для экстренного латания финансовых дыр руководство Porsche запросило поддержки федерального правительства — в частности, попросило о выделении 1,75 млрд евро в виде стабилизационного кредита. В этой помощи Porsche было отказано.

Спасителем Porsche мог бы выступить катарский фонд QIA, однако, судя по всему, арабские инвесторы не имеют планов вытягивать кризисную компанию, отягощенную 9-миллиардным долгом, в одиночку. Предложенный Volkswagen план по совместному с QIA поглощению Porsche — с последующим слиянием в единый холдинг — выглядит более логичным. Однако пока руководство Porsche отвергает этот план. По заявлению менеджмента компании, в случае продажи Volkswagen искомых 49,9% долей Porsche штутгартский автопроизводитель будет вынужден досрочно погасить кредит 10,75 млрд евро, взятый на приобретение Volkswagen. Этого компания сделать не в состоянии. Руководству Porsche также крайне не нравится и ультимативный тон, который допускают власти Нижней Саксонии. «Мы живем в XXI веке, сейчас не разговаривают ультиматумами», — заявил топ-менеджер Porsche Венделин Видекинг. По его словам, руководство Porsche все еще надеется заключить сепаратную сделку с QIA и спасти компанию, не отказываясь ни от принадлежащих долей Volkswagen, ни от опционов на покупку дополнительных 24% Volkswagen. «Мы получили письменное предложение о сделке со стороны QIA. Переговоры о покупке идут в атмосфере открытости и дружелюбия», — заявили в Porsche.

Между тем возможное слияние Volkswagen и Porsche по предложенному Volkswagen плану будет означать удаление акций Volkswagen из ведущего немецкого индекса DAX: по условиям индекса акции 30 крупнейших компаний Германии участвуют в нем только тогда, когда в свободном обращении находится не менее 10% акций компании. В случае сохранения внутри объединенного холдинга распределения акций по схеме «20% — правительство Нижней Саксонии, 51% — Porsche, 24% — QIA» Volkswagen перестанет удовлетворять этому требованию.