Под различными предлогами намечены к уничтожению и уже уничтожаются десятки старинных зданий XIX — начала XX века, являющихся образцами историко-градостроительной среды Москвы. Десятки других сооружений XVIII — первой половины ХХ века выводятся из списков охраняемых государством памятников, что открывает путь к их реконструкции или сносу.
Об этом заявили сегодня на пресс-конференции в Музее архитектуры им. А. В. Щусева представители общественного движения «Архнадзор». В пресс-конференции помимо координаторов «Архнадзора» Константина Михайлова, Рустама Рахматуллина, Александра Можаева и Натальи Самовер приняли участие директор музея Давид Саркисян и заместитель генерального директора Государственного музея-заповедника «Московский Кремль», профессор Андрей Баталов.
Распоряжение правительства Москвы №932-рп от 14 мая 2009 года, подготовленное Стройкомплексом Москвы и до сих пор не опубликованное на официальном сервере городского правительства, предписывает (под предлогом «обеспечения антитеррористической безопасности жителей города Москвы») к 1 июля снести 110 отселенных, пустующих зданий. Из них более 60 — это исторические дома, ранее приведенные их нерадивыми хозяевами (среди которых и сам город Москва) в заброшенное или аварийное состояние. Уже снесены образцы исторической застройки столицы — в Малом Тишинском пер., 13 и 15, в Костомаровском пер., 15, по ул. Гиляровского, 64 и 76, по Садовнической ул., 39. Под угрозой сноса находятся старинные дома по Краснопролетарской ул., 31, Люсиновской ул., 27, Пятницкой ул., 20, стр. 3, Большой Никитской ул., 9.
Подготовка исторических домов к сносу сопровождается беспощадным погромом еще уцелевших элементов их исторического убранства. Несколько дней назад активисты «Архнадзора» обнаружили, что над входом в дом на Люсиновской, 27 уже разбит изящный чугунный козырек. Еще месяц назад он был цел. Сам дом — крепкий и находящийся в хорошей сохранности, восходящий к городской усадьбе XVIII столетия — как выяснилось, скрывает в себе роскошный интерьер конца XIX века. Но это ничуть не помешало внести его в «расстрельный список».
Другой пример. 10 июня 2009 года Комиссия правительства Москвы по сохранению зданий в исторически сложившихся районах Москвы под председательством Владимира Ресина приняла решение о сохранении комплекса старинных зданий на Садовнической улице, 80/2. Но буквально через неделю, после обрушения части соседнего дома Владимир Ресин озвучил новое решение — снести этот дом как якобы представляющий угрозу жизни людей. В последних числах июня целый квартал исторических домов конца XIX — начала ХХ века, невзирая на протесты общественности, был уничтожен с помощью тяжелой строительной техники. Но снесенные дома стояли на расстоянии 100 и более метров от места обрушения.
Активисты «Архнадзора» сомневаются, что на месте снесенных исторических домов появится муниципальное жилье для очередников. Напомним, ранее главный архитектор Москвы Александр Кузьмин заявил, что на месте снесенного квартала будет построено 10 тыс. кв. м муниципального жилья. Причем с сохранением исторических габаритов зданий. Но тут надо учесть, что в среднем квадратный метр жилья в этом районе стоит около 7500 долларов. Кроме того, строительство по индивидуальному проекту малоэтажного дома с подземным паркингом на набережной Водоотводного канала обойдется весьма недешево. Так что очередникам Центрального административного округа Москвы вряд ли стоит надеяться получить там квартиры, считают в «Архнадзоре».
Особое внимание участники пресс-конференции уделили деятельности Межведомственной комиссии при правительстве Москвы по вопросам постановки объектов, обладающих историко-культурной ценностью, под государственную охрану в качестве объектов культурного наследия регионального значения. Возглавляет ее Владимир Ресин. Именно к нему обращаются теперь «хозяйствующие субъекты», которым в реализации их коммерческих планов мешает статус культурного наследия, обременяющий их недвижимость.
И эти обращения встречают понимание и поддержку. 17 июня наряду с рекомендацией о принятии под госохрану значительного количества объектов межведомственной комиссией было принято решение рекомендовать вывести из списков объектов, достойных этого статуса, ряд зданий, обладающих несомненной исторической и художественной ценностью. Речь идет в том числе о доме деда Льва Толстого, видного дипломата и военного XVIII века князя Николая Волконского, прототипа старого князя Болконского в «Войне и мире», на Воздвиженке, 9. За толстовское наследие готовы вступиться потомки великого писателя: директор музея-заповедника «Ясная Поляна» Владимир Толстой, по информации «Архнадзора», намерен обратиться в правительство Москвы с просьбой пересмотреть «поспешное» решение.
Еще один объект, который межведомственная комиссия лишила надежды на государственную защиту, — Московская Соборная мечеть 1904 года в Выползовом переулке, 7. Инициатором снятия здания с охраны выступила сама мусульманская община, строящая сейчас по соседству новый огромный комплекс.
Наконец, самое скандальное решение комиссии — рекомендовать лишить всякого охранного статуса комплексы конструктивистских рабочих поселков, только в конце прошлого года получившие статус памятников, а затем поспешно этого статуса лишенные. Выведенные из-под охраны Усачевский, Буденновский, Нижне-Пресненский, Погодинский, Русаковский поселки, а также комплекс студенческих общежитий в Анненгофской роще насчитывают в общей сложности более 110 зданий. Теперь ничто не препятствует принятию решения о сносе или коренной реконструкции этих образцов советской архитектуры и градостроительства 1920–1930-х годов.
«То, что происходит, я бы резюмировал очень коротко: политика по охране памятников в городе Москве в июне стала чудовищной. Других слов подобрать нельзя», — заявил Давид Саркисян. «Москвы как исторического города уже практически не существует, — с горечью констатировал Андрей Баталов. — Можно говорить о сохранении планировочной структуры, о трассах улиц, но та Москва, которая сложилась даже не к 1917 году, а к концу 1980-х годов, с катастрофической быстротой исчезает. Причем исчезают не только отдельные здания, а исчезает сам силуэт Москвы, ее масштаб». Причину происходящего он видит в потребностях столичного строительного комплекса, «который должен жить, который должен питаться, и в его огнедышащую топку должны быть брошены все новые и новые наиболее престижные участки земли».
И строительство на месте снесенных исторических зданий «точно таких же, только новых» ничуть не утешает защитников архитектурного наследия. «Представьте себе, что у вас есть коллекция картин. Вы уехали куда-то, и оставили ее у управляющего. Приезжаете — у вас нет ни одного подлинника, но зато висят отличные копии. Как вы на это отреагируете? Вы будете по-прежнему считать себя владельцем коллекции или у вас будет чувство некоторого обмана? Вот это чувство некоторого обмана (если, конечно, у нас в стране сохранится цивилизация) будут испытывать наши внуки и правнуки», — подчеркнул Баталов.