«Альфе» нужны долги

13 июля 2009, 14:42

Комитет кредиторов группы ГАЗ согласовал условия реструктуризации задолженности на сумму около 40 млрд рублей и направил их в конце прошлой недели на рассмотрение кредитных комитетов банков. Сорвать сделку может Альфа-банк, который не устраивают условия погашения долга.

Как неоднократно сообщал «Эксперт Online», с большинством российских банков-кредиторов ГАЗ договорился о реструктуризации долгов еще в апреле, но не мог завершить этот процесс, не получив госгарантий. На прошлой неделе правительственная комиссия под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова одобрила предоставление нескольким предприятиям группы гарантий на общую сумму 20 млрд рублей, которые станут обеспечением половины реструктурированного долга. Это ускорило завершение процесса. Условия реструктуризации кредитов остались прежними: ГАЗ получает отсрочку по выплате основного долга на пять лет с погашением в первые два года только процентов. Для этого банки предоставят ГАЗу пятилетний синдицированный кредит на сумму долга под 17% годовых, затем ставка рефинансирования ЦБ плюс 4%. В обеспечение долга наряду с госгарантиями войдут собственные средства автоконцерна, в том числе 15% казначейских облигаций ГАЗа, сообщил гендиректор компании «Русские машины» (входит в «Базовый элемент», владеет 61% акций группы ГАЗ) Валерий Лукин. На время реструктуризации автохолдинг обязуется не наращивать кредитную нагрузку и не платить премий и бонусов менеджерам.

Наряду с российскими банками, одобрившими сделку, реструктуризацию долгов готов подписать синдикат иностранных кредиторов, в который, в частности, входят Royal Bank of Scotland, Unikredit и Commеrzbank. В совокупности они контролируют 215 млн долларов долга. Для участия в сделке банки согласились перевести кредиты в рубли и поменять юрисдикцию соглашения с британской на российскую, что потребовало времени.

Подписать соглашение о реструктуризации ГАЗ намерен до 1 августа. Помешать ему может сейчас Альфа-банк: чтобы соглашение вступило в силу, требуется согласие всех 18 банков-кредиторов, но Альфа-банк выступает против предложения автогиганта. Представители банка, как и раньше, аргументируют свою позицию тем, что неэффективная, по их мнению, бизнес-модель ГАЗа делает отсрочку на пять лет весьма рискованной для частной кредитной организации. На такие условия могут пойти иностранные или государственные банки, Альфа-банк же не может рисковать средствами своих клиентов, не раз отмечали представители кредитора.

Еще в марте президент РФ Дмитрий Медведев назвал неприемлемой ситуацию, когда кредиторы – пусть даже правомерными требованиями – ставят под удар крупные промышленные холдинги. После этого заявления главы государства председатель совета директоров Альфа-банка Михаил Фридман и глава «Базового элемента» Олег Дерипаска (который контролирует автогигант) выпустили совместное заявление о том, что ищут взаимоприемлемый выход из ситуации, связанной с погашением долга. Между тем «Альфа» пока не предложила лучшего плана реструктуризации, напротив – ужесточила требования к ГАЗу: на прошлой неделе банк подал в Арбитражный суд Москвы четыре иска к предприятиям группы более чем на 2 млрд рублей и требует банкротства ярославского завода «Автодизель».

Пресс-секретарь главы кабинета министров Дмитрий Песков отметил, что правительство не будет вмешиваться в ход реструктуризации долгов группы ГАЗ, сообщает газета «Ведомости». По словам Пескова, предприятию одобрена беспрецедентная сумма госгарантий, договариваться с кредиторами компания должна сама. Губернаторы Нижегородской и Ярославской областей Валерий Шанцев и Сергей Вахруков не согласны с тем, что у ГАЗа неэффективный менеджмент. Нижегородские власти лоббировали интересы ГАЗа в переговорах с банками. «Когда ГАЗ наполнял кредитный портфель, его выручка была на уровне 16 млрд рублей в месяц, сегодня выручка упала до 4 млрд рублей в месяц, поэтому группа такой кредит, естественно, обслуживать не может», – пояснял в апреле губернатор Валерий Шанцев. Принятая в начале февраля антикризисная программа ГАЗа была направлена на максимальное сокращение затрат и увеличение доходной части бизнеса. В июле холдинг отчитался о снижении на 48% коммерческих и на 44% управленческих расходов. ГАЗ на 45% сократил и дебиторскую задолженность, выручка по сравнению с январем выросла в полтора раза. Кризис показал, что в части экономии ресурсов у ГАЗа остались немалые возможности. Так, завод «Автодизель» за пять месяцев 2009 года снизил издержки на 1,175 млрд рублей. В прошлом году, когда оптимизация издержек была плановой задачей, за тот же период было сэкономлено 151,3 млн рублей. Компания также добилась соглашения о реструктуризации 80% долга по облигациям, по которым был допущен дефолт в феврале 2009 года.