Визит дружбы

14 июля 2009, 13:01

Президент России Дмитрий Медведев вчера совершил неожиданный визит в Южную Осетию. Поездка готовилась в режиме строжайшей секретности и напоминала спецоперацию. Впрочем, таковой она и была на самом деле, хотя Медведев, по его собственным словам, и прилетел «обсудить и двусторонние связи, и просто пообщаться, поговорить о путях развития наших отношений».

В Цхинвали Медведев прилетел на вертолете с военного аэродрома Моздока. Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты ждал его в аэропорту, а у Дома правительства, в соответствии с местными традициями, высокого гостя встречали тремя пирогами и деревянной чашей с пивом. Поговорив за закрытыми дверями с Кокойты, российский президент встретился также с представителями местных партий, победивших на недавних выборах в парламент республики. Затем президент России осмотрел город, разрушенный во время событий августа 2008 года, в том числе здания парламента и школы №5, и возложил цветы к памятнику жертвам грузино-осетинского конфликта 1992 года. После чего президент России посетил Четвертую военную базу Минобороны РФ, расположенную в Цхинвали, и улетел в отдаленный Ленингорский район Южной Осетии, на российскую погранзаставу (именно из этого района бежал в Грузию российский сержант Александр Глухов).

Как сообщила пресс-служба Кремля, на встрече с Кокойты российских президент обсудил реализацию совместных проектов по восстановлению экономики и социальной сферы республики. «Мы рады приветствовать вас здесь, на земле Южной Осетии. Народ Южной Осетии благодарен вам за поддержку, за признание нашего государства. И, как сегодня уже говорили старейшины Осетии, мы признательны и благодарны вам за спасение нашего малочисленного народа. Сегодня для нашей республики, для всего нашего народа — большой праздник в честь вашего приезда. Спасибо вам огромное», — заявил югоосетинский президент. В ответ Медведев поблагодарил его за приглашение «посетить новую страну, новое государство Южную Осетию, которое возникло в результате трудных драматических событий и которое действительно российский народ поддержал в трудную минуту». Он напомнил, что два государства связывает «не только славное прошлое», но и «добротная нормативная база». «У нас есть целый ряд проектов по восстановлению экономики и социальной сферы республики. Мы обязательно их будем осуществлять, потому что сделать нужно еще очень многое. Вы мне покажете, например, в чем первая необходимость, где нужно акцентировать усилия прежде всего», — заметил Медведев. И добавил, что у России и Южной Осетии «есть необходимость поддерживать и сотрудничество в оборонной сфере, есть соответствующий договор на эту тему».

В Тбилиси экстренный визит Медведева на, как считают здесь, «оккупированные территории», вызвал предсказуемую редакцию. Президент Грузии Михаил Саакашвили, находившийся в это время в Турции на церемонии подписания проекта Nabucco, по привычке не стеснялся в выражениях. «Думаю, что произошедшее сегодня войдет в историю российской дипломатии как самый позорный и аморальный прецедент», — заявил Саакашвили грузинским журналистам. По его словам, визит Медведева «аморален потому, что, видимо, его провезли через руины грузинских и осетинских сел». «Не знаю, был ли этот визит их (России) ответом на саммит Nabucco, который они рассматривают как свое дипломатическое поражение, или это был ответ на визит президента США Обамы в Москву», — сказал Саакашвили. И добавил, что «в любом случае мы имеем дело с очень позорным актом». Примечательно, что, выступая на церемонии подписания межправительственного соглашения по газопроводу Nabucco (которое подписали Турция и четыре страны ЕС — Болгария, Румыния, Венгрия и Австрия), грузинский президент отметил, что политика России и прошлогодняя война на Кавказе ускорили эти процессы: «Прошлогодняя агрессия против Грузии и прекращение поставок газа многим европейским странам были тесно связанными между собой событиями. Это было классическим выражением агрессивной политики отключения». Выступление президента грузинское телевидение транслировало в прямом эфире. «Агрессия против Nabucco не только не достигла поставленной задачи, но и принесла совершенно противоположный результат, еще более ускорив реализацию этого важного проекта», — заявил Саакашвили. (Напомним, в проекте Nabucco, который предусматривает транспортировку природного газа Каспия в Европу в обход России, Грузия участвует как страна-транзитер).

Не менее категоричен был спикер парламента Грузии Давид Бакрадзе. На заседании бюро грузинского парламента спикер назвал поездку Медведева в Цхинвали «ответом России США и Европе за поддержку суверенитета и территориальной целостности Грузии». «Сегодняшний демонстративный визит президента России в Цхинвали еще раз подтверждает тот факт, что в сегодняшнем российском руководстве есть люди, которые поставили себе цель нанести максимальный вред Грузии, — сказал Бакрадзе. — Такими шагами Россия еще раз подтверждает, что она не может быть надежным партнером для мирового сообщества». А вице-спикер парламента Паата Давитая сказал журналистам, что событие вообще «надо рассматривать как попытку обострить ситуацию в регионе». МИД Грузии расценил визит Медведева в Цхинвали как «еще одну попытку легитимизировать марионеточные режимы». «Подобными бесперспективными действиями Россия пытается навязать миру виртуальную реальность, чем она противопоставляет себя международному сообществу и еще больше углубляет пропасть с цивилизованным миром, которая образовалась с августа прошлого года военной агрессией против Грузии, оккупацией частью ее территорий, этнической чисткой и так называемым признанием марионеточных режимов», — говорится в заявлении грузинского МИДа, распространенном в понедельник в Тбилиси. Назвав «визит Медведева в Цхинвальский регион» Грузии «явным вызовом международному сообществу», грузинский МИД констатировал, что «Россия ни во что не ставит нормы и принципы международного права и принятые в цивилизованном мире правила поведения». Надежды на исправление ситуации Тбилиси возлагает на мировое сообщество. «Только принципиальная позиция международного сообщества, которое призывало и призывает Россию к выполнению взятых международных обязательств, сделает невозможным дестабилизацию ситуации и эскалацию напряженности на оккупированных территориях Грузии и в целом Кавказском регионе, на что направлена политика Кремля», — говорится в заявлении МИД Грузии.