Microsoft Office переезжает в интернет

Валентин Мальцев
14 июля 2009, 20:12

Корпорация Microsoft анонсировала новый офисный пакет Microsoft Office 2010, облегченная версия которого Office Web будет бесплатно доступна через браузер. Таким образом софтверная корпорация хочет совершить рывок на рынке онлайн-сервисов, перейдя в отрытую схватку с Google. Есть ли шансы у Microsoft побить Google на ее поле? Аналитики полагают, что да.

Первая тестовая версия нового пакета Microsoft Office 2010 уже готова и поступила на закрытое тестирование тысячам тестеров—партнеров компании. Впрочем, эта версия уже «утекла» в файлообменные сети, и скачать ее может любой желающий. Финальная версия продукта будет доступна потребителям во второй половине 2010 года.

На первом этапе Microsoft планирует сделать доступными через интернет урезанные версии программ Word, Excel и «записной книжки» OneNote. Office Web будет бесплатным пакетом программ для потребителей. Однако в вопросе подобных сервисов всегда стоит требование о надежности: если компания, использующая такого рода продукты, лишается доступа в интернет, ее сотрудники тут же лишаются возможности работать с документами. Именно поэтому Microsoft будет поставлять на рынок и другую версию Office Web: она будет устанавливаться на собственные серверы крупных компаний и не будет располагаться на серверах Microsoft. За это удовольствие компаниям придется заплатить. Сколько — пока не сообщается.

Главным конкурентом Office Web будет офисный онлайн-пакет Google Dosc, который присутствует на рынке уже три года. И тем не менее акции Microsoft на фоне анонса нового пакета на бирже NASDAQ выросли на 2,7%. Причин здесь несколько. Во-первых, игроков вдохновил сам факт экспансии Microsoft в область бесплатных веб-приложений. «Microsoft наконец-то поняла важность тренда на популяризацию веб-интерфейсов в мире. Реакция на этот тренд выглядит логичной и оправданной», — говорит Кэтрин Эгберт (Katherine Egbert), аналитик Jefferies & Co.

Кроме того, сам по себе факт наличия у Google пакета Google Dosc не должен смущать наблюдателей рынка. По данным независимых экспертов, популярность офисного пакета Google Docs, несмотря на трехлетнее присутствие на рынке, ничтожна. Так, по данным Clickstream Technologies, даже в США с пакетом Google Docs на постоянной основе работают лишь 1% интернет-пользователей. Для сравнения: пакетом Microsoft Office пользуются свыше 50% из них. В то же время в среднем за один сеанс работы один пользователь Google Docs совершает в нем 40 действий, а пользователь Microsoft Office — 1797. По мнению аналитика iKS-Consulting Антона Ворыхалова, офисный продукт от Microsoft на данном этапе гораздо удобнее и лучше аналога от Google: «Достаточно лишь немного поработать с Google Docs, чтобы понять — полноценной работой это не назовешь. Нет никаких преимуществ в работе через браузер. Зато есть масса минусов. Среди них — ограниченный функционал и ограниченная скорость работы через браузер».

Независимые эксперты, однако, отмечают, что сам факт появления Office Web может серьезно повредить продажам «обычных» версий Microsoft Office 2010: его стоимость составляет 150 долларов, в то время как Office Web будет бесплатным. Напомним, что сейчас в арсенале Microsoft уже есть бесплатные онлайн-продукты, в частности мессенджер Windows Live, фотохостинг, календарь, почта. Количество зарегистрированных пользователей Windows Live — приблизительно 400 млн. Исходя из количества пользователей Windows Live и стоимости пакета Microsoft Office для домашних пользователей эксперты подсчитали, что размещение бесплатного пакета онлайн-приложений может стоить Microsoft 4 млрд долларов упущенной выручки.

В самой же компании настаивают: Office Web является узкоспециализированным продуктом для узкой категории нетребовательных к функционалу пользователей, так как в нем не будем массы функций, реализованных в «оффлайновом» Office 2010. В то же время представитель компании Дженис Капнер (Janice Kapner) уточняет, что Office Web будет гораздо более функционален, чем пакеты Google Docs.

Вместе с тем конкуренцию Microsoft на рынке онлайн-приложений может составить не только Google. Веб-версии своих продуктов есть и у Adobe, и у IBM. Более того, свой офисный пакет онлайн-приложений появится даже у Cisco — произойдет это, согласно заявлениям компании, в 2010 году. «Тренд на популяризацию онлайн-приложений определенно есть. Чтобы эта модель распространения ПО стала массовой, развитым странам понадобится около трех лет», — считает эксперт ИК «Финам» Татьяна Менькова.

Антон Ворыхалов, оценивая новую модель распространения софта, говорит: «Рынок этого ПО можно условно разделить на две категории — софт для работы через интерфейс веб-браузера и программы для совместно доступа и обработки документов. Рыночные перспективы у онлайн-офисов не очень велики, а вот софт для совместной работы с документами будет востребован. Особенно среди тех компаний, чьи сотрудники территориально серьезно удалены друг от друга. Будут такие сервисы востребованы и среди малого бизнеса».