Самая главная дорога

16 июля 2009, 12:00

Президент России Дмитрий Медведев продемонстрировал «ручное управление» страной на примере дорог Владивостока.

Во время работы с обращениями граждан в своей приемной на Ильинке, которое президент провел вчера, ему в режиме видеоконференции поступила жалоба от жительницы Владивостока Анны Петровской. Она совершенно справедливо указала президенту на то, что участок федеральной автотрассы М-60 Хабаровск–Владивосток в пригороде приморской столицы превратился в настоящую «дорогу смерти». Надземных переходов там крайне мало, освещение зачастую отсутствует, в результате чего в темное время суток люди регулярно гибнут на «зебрах» под колесами автомобилей. Разговоры о необходимости установки светофоров либо строительства виадуков в наиболее горячих точках владивостокской пригородной трассы ведутся различными местными чиновниками уже в течение нескольких лет, однако с мертвой точки ситуация так и не сдвинулась. Дело доходило даже до акций протеста местных жителей. «Не помешало бы на этой дороге построить переход типа виадука и обязательно освещение, – предложила Петровская президенту. – Обращались жители, например, поселка Трудового, я лично, писали обращение мэру Пушкареву, он отправлял в Хабаровск, из Хабаровска приходили письма с таким ответом: да, проблему понимаем, но нет средств. И вот в таком духе. Последние события вынудили обратиться на ваш сайт как в последнюю инстанцию» (цитируем по официальному сайту президента РФ).

«К сожалению, так у нас зачастую жизнь устроена, что даже для того, чтобы решить вопрос о создании подземного перехода или какого-то иного перехода через дорогу, нужно обращаться в Москву к президенту. Это печально, но, к сожалению, это наша жизнь», – заявил Дмитрий Медведев в среду, признав, что «это, конечно, не дело». Президент сразу же вызвал по видеосвязи министра транспорта РФ Игоря Левитина и губернатора Приморья Сергея Дарькина, предложив им высказаться по данному вопросу. Губернатор признал, что «мы имеем проблемы по федеральной трассе М-60». Однако, добавил Дарькин, «благодаря вашей помощи, Дмитрий Анатольевич, выделены деньги – 7 млрд рублей на ремонт, на реконструкцию этой трассы по федеральной программе и подготовку города Владивостока к саммиту АТЭС… Будет построено по программе 18 надземных переходов, в том числе в тех местах, о которых говорит Анна Викторовна… На этой федеральной трассе мы не могли раньше вкладывать деньги, понимаете почему. Сейчас деньги эти выделены, проект закончен, он в июле сдается в экспертизу, и по плану организации строительства летом следующего года будут сделаны работы по реконструкции этой трассы… Это федеральная трасса М-60, командует Хабаровск». Не удовлетворившись названными сроками, президент спросил теперь уже Левитина: «Что там с деньгами и действительно ли нужно ждать до следующего года?» Министр ответил неопределенно: «Мы начнем работать уже в этом году, и наша задача по этой дороге – сделать в ней шесть полос движения (сегодня там четыре в основном), для того чтобы расширить эту дорогу, сделать барьерные ограждения и освещение, как об этом и говорит Анна Викторовна… Как только мы сделаем расширение до шести полос, мы приступим к формированию автобусных стоянок. Это уже будут другие павильоны, рядом с которыми будут находиться надземные переходы».

Дмитрий Медведев поставил вопрос ребром: «Давайте так договоримся. Раз и деньги есть, и ресурс есть, значит, выделим наиболее опасные участки трассы М-60 и приступим к строительству соответствующих переходов немедленно, имея в виду, что окончательно все освещение и все надземные переходы, которые необходимы, будут сделаны в этом году и в следующем году». Напоследок гарант Конституции вновь обратился к Петровской: «Вы тогда все равно следите, как будут строить. Если что, проинформируйте нас, мы уже тогда всех, кто присутствует сейчас на разговоре, выведем с лопатами на дороги, сами будут пешеходные переходы прокладывать».

Данный сеанс видеосвязи интересен с нескольких сторон. Во-первых, заявления вроде «выведем с лопатами на дороги» при желании можно расценивать в качестве легкого, но все-таки предостережения приморскому губернатору, у которого в феврале 2010 года истекает второй срок полномочий и который, как сообщил на днях ряд СМИ, не прочь остаться на третий. Характерно, что уже утром в четверг пресс-служба краевой администрации сообщила: «Реконструкция федеральной автотрассы М-60 на участке с 733 по 750 километры начнется в августе этого года… Такое указание дал губернатор края в связи с поручением президента РФ Дмитрия Медведева».

Во-вторых, Медведев дал прекрасную иллюстрацию «ручного управления», на которое, как мы слышим все чаще, переводит страну правящий тандем в условиях затяжного кризиса. Сценарий разыгран как по нотам: сначала жительница отдаленного города жалуется президенту на имеющиеся проблемы (значит, на муниципальном или региональном уровне их решить оказалось невозможно). Президент моментально вызывает на связь «двоих из ларца», которые, похоже, только этого и ждали. Ни Дарькин, ни Левитин не смогли дать полностью удовлетворяющих президента (и, надо думать, Анну Петровскую) ответов, по причине чего Дмитрий Анатольевич, подобно строгому учителю, четко ставит им задачу и после этого интересуется у виртуального посетителя приемной, довольна ли та разговором. Как видим, настоящий хеппи-энд. К тому же становится ясно, что любой простой россиянин может без особого труда донести свои заботы лично до президента, не надеясь на нижестоящих чиновников.

Наконец, есть еще один момент, связанный с явной неслучайностью выбранной темы разговора. Ведь, с одной стороны, не в одном Владивостоке не хватает пешеходных переходов, а с другой – и во Владивостоке полно иных, не менее серьезных проблем. Не исключено, что интерес главы государства к участку трассы М-60, непосредственно прилегающему к Владивостоку, связан с подготовкой города к саммиту АТЭС-2012. Именно по этой дороге из аэропорта в центр и далее на остров Русский повезут гостей мероприятия – добрых два десятка президентов. Это следует из подписанного буквально на днях мэром Владивостока Игорем Пушкаревым постановления «О развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в АТР», которым устанавливается так называемый гостевой маршрут. В пресс-службе администрации Владивостока сообщили, что в соответствии с этим постановлением территория в пределах 100 метров по обе стороны от центральной оси названных дорог попадает в «зону регулирования». Это означает, в частности, что на этой полосе будут снесены всякого рода киоски, навесы и сараи – причем, как никто и не сомневался, «работа по их постепенному вытеснению и ликвидации будет проходить строго в рамках действующего законодательства». Очевидно, что и в отношении безопасности пешеходов «гостевой маршрут» должен показывать пример всем остальным здешним дорогам.