В поисках собственника

16 июля 2009, 11:26

Германское правительство дало понять руководству General Motors, что если оно продаст свой европейский автобизнес не канадской Magna, то ФРГ может отказаться от предложения о предоставлении государственной помощи, сообщает The Wall Street Journal. Премьер-министр земли Гессен (где расположены производства Opel) Роланд Кох вчера открыто заявил, что если кто-то другой, а не Magna, станет владельцем Opel, власти земли откажутся предоставить свою часть бридж-кредита для Opel (его сумма оценивается в 1,5 млрд евро, из которых около 30%, или 500 млн евро, должна внести земля Гессен).

Как уже писал «Эксперт Online», General Motors не торопится продавать Opel и пытается выторговать для себя наилучшие условия. Напомним, что вчера истек срок заключения предварительного соглашения между GM и концерном Magna–Сбербанк, соглашение подписано не было.

Основным претендентом на покупку теперь называется бельгийский холдинг RHJ Inernational. При этом в приобретении Opel для бельгийцев нет индустриальной логики, так как RHJ никогда не занимался производством автомобилей. Кроме того, убытки холдинга за прошлый год превысили 1 млрд евро, а стоимость инвестиционного портфеля компании снизилась с 1,6 млрд до 912 млн евро. Этот факт практически исключает возможность покупки концерна Opel, претендентом на который до последнего времени была RHJ. «RHJ не может приобрести контрольный или даже крупный пакет акций Opel, потому что просто не располагает наличными», – говорит Том Симонс, аналитик KBC Securities. Эксперты считают, что RHJ использует сделку по Opel, чтобы повысить свое реноме в глазах немецких лидеров и облегчить себе покупку Landesbank.

Сейчас оба претендента обещают сохранить предприятия Opel в Германии, а альянс Magna–Сбербанк готов инвестировать 700 млн евро в их развитие. Таким образом, предложение российско-канадского альянса выглядит наиболее привлекательным как для правительства Германии, так и для профсоюзов.

По мнению руководства GM, Германия не будет блокировать сделку по продаже Opel бельгийцам, так как в противном случае возникает риск банкротства Opel в канун парламентских выборов. В то же время GM не может завершить сделку без помощи и поддержки Германии, считают в Берлине, так как вопросы госгарантий и бридж-кредита является одними из ключевых.

На этом фоне Magna уверена, что сможет в течение ближайших дней достичь компромисса и заключить сделку (последние сроки, которые называются, – 20 июля). Она готовится предложить уступки по спорным вопросам, в частности в отношении роялти за использование технологий GM.

Китайская BAIC, еще один претендент на Opel, предлагает самую большую сумму – 660 млн евро – и просит меньше госгарантий. Но дает ясно понять, что ее главный интерес состоит в переносе технологий Opel на китайские автопредприятия. Такой подход создает проблемы для германских политиков и профсоюзов, которые хотели бы сохранить рабочие места в Германии.