Впоследний день подачи заявок на покупку у General Motors (GM) концерна Opel 20 июля консорциум во главе с канадско-австрийским производителем автокомпонентов Magna сделал новое предложение автоконцерну. Оно предусматривает, что Magna и Сбербанку РФ будет принадлежать по 27,5% акций Opel, а не 20 и 35%, как планировалось ранее. У коллектива немецкого автозавода по-прежнему остается 10% акций. Таким образом, контролировать предприятие будет консорциум, но формально самым крупным акционером Opel остается GM.
Кроме того, участники консорциума готовы увеличить инвестиции в санацию Opel до 700 млн евро (прежде они предлагали за свою долю в автоконцерне 500 млн евро), рассчитывая при этом на гарантии немецкого правительства в размере 4,5 млрд евро. Конкурентами консорциума Magna-Сбербанк являются бельгийский инвестфонд RHJ International и китайская автомобилестроительная компания Beijing Automobile (BAIC). RHJ предлагает за контрольный пакет Opel 300 млн евро и рассчитывает получить гарантии на сумму 3,8 млрд евро. Еще один участник тендера BAIC, который оценивает 51% акций Opel в 660 млн евро и запрашивает 2,64 млрд господдержки, не стал улучшать свое предложение. Как сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на анонимного менеджера компании, BAIC рассматривает покупку Opel как шанс стать глобальным игроком и выжить в условиях ожидающейся консолидации в китайской автомобильной промышленности. Министр экономики земли Гессен Дитер Пош видит опасность перетока технологий и рабочих мест в Китай и потому не считает сделку с BAIC выгодным для Opel вариантом, сообщает Handelsblatt. Министр экономики Германии Карл-Теодор цу Гуттенберг ранее заявлял, что власти не поддержат включение в соглашение о покупке контрольного пакета Opel любого опциона на обратный выкуп акций GM.
Несмотря на то что Magna по-прежнему пользуется поддержкой профсоюзов Opel и ряда политиков, переговоры с GM затормозились из-за нерешенности вопросов использования интеллектуальной собственности. Этот вопрос считается основным и в переговорах с другими претендентами. В интервью Financial Times финансовый директор GM Рэй Янг сказал о том, что его компания хочет получать роялти за использование своих технологий, кто бы ни купил ее европейские активы. По неофициальной информации, консорциум Magna-Сбербанк рассчитывал купить Opel с правами на использование всей его интеллектуальной собственности.
У правительства земли Гессен, как недавно выяснилось, есть вопросы и к консорциуму: кто же в конце концов будет российским партнером Opel по кооперации? Сбербанк уже заявлял, что намерен передать свою долю одному из российских автомобилестроителей. Ранее индустриальным партнером назывался только ГАЗ, затем в качестве одной из сборочных площадок начал упоминаться также «Иж-авто», а недавно в качестве претендента на эту роль стали называть еще и АвтоВАЗ.
Предложения потенциальных покупателей совет директоров GM должен рассмотреть завтра. Однако на скорое завершение сделки рассчитывать не приходится. Больше того, министр экономики Германии Карл-Теодор цу Гуттенберг ранее не исключил банкротства Opel, если все переговоры закончатся неудачно.