С инициативой сохранения в РФ смертной казни как исключительной меры наказания выступил депутат Госдумы от Нижегородской области, первый секретарь регионального отделения КПРФ Николай Рябов. На заседании Госдумы 16 июля он предложил парламентариям дать протокольное поручение комитету Госдумы по безопасности, гражданскому, уголовному, арбитражному законодательству подготовить обращение к президенту с целью отмены моратория на смертную казнь. Предложение Рябова заблокировала фракция «Единая Россия». Но идею коммуниста поддержали депутаты Законодательного собрания Нижегородской области (ОЗС). Вчера комитет по вопросам государственной власти и местного самоуправления ОЗС обсудил обращение в Госдуму о сохранении смертной казни в России и отправил его на доработку. По словам председателя комитета Валерия Осокина, поправки носят технический характер, суть предложения они не меняют.
Сейчас Россия соблюдает комплексный мораторий на смертную казнь. Государство связано международно-правовым обязательством не приводить смертные приговоры в исполнение в связи с вхождением в Совет Европы и подписанием в 1997 году Протокола №6 с условием его последующей ратификации. Постановлением Конституционного суда РФ от 2 февраля 1999 года установлен запрет на назначение наказания в виде смертной казни до введения судов с участием присяжных заседателей во всех субъектах РФ. Мораторий введен до 1 января 2010 года.
Нижегородские депутаты настаивают на ужесточении наказания за тяжкие преступления. По словам инициатора обращения в Госдуму Александра Кузнецова, мораторий на применение смертной казни в России «был реверансом в сторону Европы, чтобы нас приняли в европейское сообщество». «С тех пор прошло десять лет. Европейское сообщество нас все равно не приняло. И мы можем отменить мораторий на применение смертной казни», — отметил депутат. К этому подталкивает и тяжелая криминогенная обстановка в России. «Терроризм, преступления, связанные с убийствами и насилием над детьми, уже не в первый раз ставят под сомнение эффективность существующей системы наказаний, в провинции участились случаи самовольной расправы над преступниками», — говорит Кузнецов. В связи с этим авторы обращения просят Госдуму отложить вопрос о ратификации Протокола №6.
Нижегородские парламентарии предлагают применять смертную казнь только в случае особо тяжких преступлений против личности, прежде всего при убийствах с отягчающими обстоятельствами и совершенных с особой жестокостью. Серьезным барьером, позволяющим избежать судебной ошибки, должен стать суд присяжных, который будет выносить решения по применению смертной казни.
Николай Рябов убежден, что отмена моратория поможет остановить многих потенциальных преступников: «Если преступник будет осознавать, что ему грозит физическая смерть, лишение жизни, это будет для него сильным аргументом». Депутаты ОЗС, в свою очередь, ссылаются на некие данные статистики о том, что один приговор о смертной казни предупреждает сто правонарушений, за совершение которых предусмотрена высшая мера наказания. Для того чтобы выяснить мнение нижегородцев по поводу применения смертной казни, депутаты планируют провести опрос общественного мнения.