Вынужденные каникулы

31 июля 2009, 13:55

Сегодня КамАЗ до конца августа прекращает производство. Такое решение было принято в связи с существенным падением спроса на продукцию автозавода — тяжелые грузовики. Как объясняют в компании, решение пропустить один из недозагруженных летних месяцев и перенести выполнение заказа на более позднее время — наиболее оптимальный вариант в сложившейся ситуации.

В первом квартале КамАЗ выпустил автомобилей на 61% меньше, чем годом ранее. Работая под заказ, завод с начала года периодически останавливал главный конвейер, выполнив производственный план. Последние три месяца КамАЗ работал только две недели из четырех, но на целый месяц завод остановился впервые. Работники автозавода отправлены в корпоративный отпуск, 14 тыс. человек, не занятых в основном производстве, компания временно трудоустроила. За время кризиса на КамАЗе сокращено около 5 тыс. рабочих мест. При этом уволены 1200 работников, остальные сокращения можно назвать безболезненной оптимизацией за счет отказа от временных сотрудников, сокращения вакансий и найма, вывода работников на пенсию.

КамАЗ в этом году несколько раз корректировал свою производственную программу. В 2008 году предприятие продало 47,5 тыс. грузовиков, в мае гендиректор компании Сергей Когогин говорил о том, что в 2009 году завод гарантированно выпустит 35 тыс. автомобилей — этот объем поддержан госзаказом и уже заключенными коммерческими контрактами, из которых 25% приходится на экспортные поставки. Ожидается, что во втором полугодии продажи могут возрасти за счет лизинговых программ «Росагролизинга» и Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). Из 10 млрд рублей, выделенных правительством ГТЛК на поддержку производителей дорожной техники, КамАЗ может получить 3–3,5 млрд рублей. Одно из соглашений, подписанных компанией с ГТЛК, предусматривает закупку техники для производства дорожных работ, второе — техники для очистки снега на аэродромах.

Кроме того, КамАЗ запустил собственные программы кредитования дилеров и потребителей. Первая программа с объемом финансирования 1,5 млрд рублей была открыта в октябре прошлого года и действует через лизинговую компанию КамАЗа. Компания получила продукции на 1 млрд рублей для передачи в лизинг конечным потребителям.

Отраслевые аналитики отмечают умеренную долговую нагрузку предприятия и конкурентоспособность его автотехники в сравнении с зарубежными аналогами. Возможно, поэтому у автозавода нет проблем и с финансированием текущей деятельности: в ноябре прошлого года ВТБ установил для компании кредитную линию в размере 7 млрд рублей на пополнение оборотных средств. В ВТБ сегодня обслуживается около десяти компаний группы КамАЗ, которые используют кредитные ресурсы для финансирования текущей деятельности и закупки оборудования. Кредит на 1,5 млрд рублей предоставил КамАЗу Сбербанк. Используя кредиты госбанков, компания планирует завершить крупнейшие инвестиционные проекты совместно с поставщиками деталей. В частности, до марта 2010 года КамАЗ рассчитывает полностью закончить испытания дизеля Cummins на совместном предприятии «Cummins-Кама» и провести аттестацию деталей для его локализации. В среднесрочной перспективе конкурентоспособность КамАЗа будет поддерживаться за счет партнерства с концерном Daimler, который осенью прошлого года выкупил 10% акций КамАЗа. Немецкий концерн намерен продавать через дилерскую сеть КамАЗа легкий коммерческий грузовик Mitsubishi Fuso (бренд принадлежит Daimler) и организовать на мощностях завода сборку тягача Mercedes-Benz Actros. КамАЗ, в свою очередь, получит доступ к технологиям и локализует кабину Actros для установки на своих грузовиках, что позволит заводу выйти в сегмент магистральных тягачей, в котором присутствуют все европейские бренды и МАЗ. У КамАЗа и Daimler более 20 возможных совместных проектов производства узлов и агрегатов.