«Иж» без денег

7 июля 2009, 15:09

«Иж-Авто» может начать работу в августе текущего года, сообщил сегодня на пресс-конференции заместитель председателя правительства Удмуртии, член совета директоров автозавода Валерий Богатырев. По его словам, возобновление производства стало возможным благодаря подписанию соглашения с южнокорейской компанией Kia о снижении цен на машинокомплекты для Kia Spectra и Kia Sorento. Кроме того, и АвтоВАЗ не отказывается от размещения своей «классики» на мощностях в Ижевске. Для запуска конвейера, сообщил Богатырев, предприятию надо найти 500 млн рублей — эта сумма необходима для оплаты комплектующих.

Напомним, ранее со ссылкой на слова президента Удмуртии Александра Волкова сообщалось, что завод возобновит свою работу в июле, однако, не имея в распоряжении свободных оборотных средств, он вынужден был постоянно переносить сроки.

Выпуск автомобилей на заводе «Иж-Авто» был приостановлен 29 апреля текущего года из-за падения спроса на новые автомобили и отсутствия машинокомплектов для выпуска моделей Kia. Проблемы с выкупом машинокомплектов у Kia, подорожавших из-за девальвации рубля на 40%, начались у ижевского завода в конце прошлого года. В результате предприятие вынуждено было перейти на трехдневный режим работы, продажи в первом квартале упали на 62%. Позже предприятие объявило о сокращении половины своего персонала — 2407 человек. Новый контракт с южнокорейской компанией предусматривает поставки в Россию 45–50 тыс. машинокомплектов. За счет удешевления деталей для сборки «Иж-Авто» сможет снизить цену на модель Spectra до 300 тыс. рублей, а на внедорожник Sorento — до 1 млн рублей. Ежемесячно Ижевский автозавод планирует собирать по 1,5 тыс. автомобилей Kia.

В то же время финансовые проблемы автозавода пока не решаются. Общий долг «Иж-Авто» составляет 14 млрд рублей. Контрольный пакет завода находится в залоге у Сбербанка. В июне «Иж-Авто» допустил очередной технический дефолт по облигационному займу на сумму 168,9 млн рублей. По неподтвержденным данным, завод предложил держателям бумаг реструктуризацию долга, ее условия пока неизвестны. С исками к «Иж-Авто» о взыскании задолженности обратились ряд банков. Так, Альфа-банк требует вернуть 236 млн рублей кредитных средств, а банк «Алемар» — 26,176 млн рублей необеспеченного долга по облигациям. До этого банк «Зенит» через суд потребовал от «Иж-Авто» вернуть долг по кредиту в размере 180,03 млн рублей. В залоге у банка находится 3,5% акций компании. Соответчиком по иску является «Иж-комплект». Ему принадлежит 24,88% акций «Иж-Авто», из которых 20% находятся в залоге у банка «Ак Барс». «Уралсиб» требует с автозавода 192 млн рублей. При такой долговой нагрузке заводу практически невозможно найти ресурсы для финансирования производства.

С апреля руководство Удмуртии ведет переговоры с правительством России о передаче «Иж-Авто» в управление госкорпорации «Ростехнологии», которая является совладельцем АвтоВАЗа. Как сообщалось ранее, президент республики Александр Волков предлагает передать в управление «Ростехнологий» пакет акций, заложенный в Сбербанке, для того чтобы дать «Иж-Авто» возможность кредитоваться. «Банкротство — это, конечно, самый печальный исход. Хотелось бы этого не допустить», — уверен президент Удмуртии. Некая надежда у завода появилась после начала сделки по покупке немецкого концерна Opel канадской Magna и Сбербанком РФ: мощности «Иж-Авто» назывались в качестве возможной площадки для сборки Opel. Но пока сделка не закрыта и чревата неожиданными поворотами событий, рассуждать об этих перспективах для ижевского завода не приходится.