Конец начала

9 июля 2009, 09:12

Вчера вечером, в первый день работы саммита G8 в итальянском городе Аквила, странами-участницами был уже согласован итоговый политический документ. Об этом заявил помощник президента России Аркадий Дворкович. По его словам, на саммите было принято несколько деклараций, в частности декларация, состоящая из трех частей и преамбулы и касающаяся вопросов мировой экономики, проблем климата, рационального использования энергетических ресурсов и содействия развивающимся странам.

В зале заседаний лидеров встречала античная статуя воина IV века н. э., найденная в Аквиле. Но лидеры не были настроены на воинственный лад. Несмотря на споры, им удалось согласовать итоговый экономический документ. В нем отмечаются «сигналы стабилизации», хотя ситуация неуверенная и рискованная. В документе говорится о борьбе с протекционизмом, о новом финансовом стандарте, о жестком контроле зон с облегченными условиями налогообложения («налоговый рай»). Именно об этом просил и Алессандро Профумо, президент Европейской банковской федерации (он также является главой UniCredit Group), в письме к Сильвио Берлускони: «Правила глобальной финансовой системы должны быть ясными, определенными и принятыми всеми членами G20. Это позволит более эффективно кооперировать европейским банкам с правительствами этих стран».

По словам Дворковича, некоторые из лидеров «восьмерки» высказали мнение, что в сентябре на саммите в Питтсбурге нужно будет сказать, «в какой точке мы находимся». Как отметил Дворкович, в заявлении лидеров «восьмерки» указывается, что стороны готовы продолжать те антикризисные программы, которые были начаты несколько месяцев назад, но «можно уже сегодня начинать думать о макроэкономической устойчивости в более далекой перспективе». В то же время в документе подчеркивается, что когда процесс восстановления станет очевидным и начнется устойчивое оживление глобальной экономики, страны должны быть готовы приступить к реализации стратегии выхода из антикризисных программ «с тем, чтобы не была подорвана среднесрочная макроэкономическая устойчивость, чтобы растущий долг дефицита не привел к инфляции и не лег избыточным бременем на будущие поколения».

Сильвио Берлускони также заявил, что мировые лидеры достигли согласия по проблеме изменения климата на планете. «Полагаю, у нас есть согласие. Думаю, что уже можно передать прессе текст, подготовленный по этому вопросу нашими шерпами», – сказал итальянский премьер. Он сообщил руководителям стран «большой восьмерки», что во время его встречи с председателем КНР Ху Цзиньтао со стороны Пекина были высказаны серьезные сомнения по данной проблеме. «Я столкнулся с сильным скептицизмом», – отметил Берлускони. Суть его состоит в том, чтобы добиться сокращения на 50% выбросов парниковых газов к 2050 году и не допустить повышения средней температуры на 2 градуса к этому году. Берлускони подчеркнул, что проблема изменения климата будет обсуждаться сегодня на встрече «восьмерки» с лидерами «группы пяти» (Бразилия, Китай, Индия, ЮАР и Мексика) и Египта. Говорят, что кроме Китая также Индия может выступить против такого резкого сокращения.

Россия и Китай, который в «восьмерку» не входит, но традиционно участвует в ее саммитах, ранее настаивали на обсуждении в рамках влиятельного международного форума вопроса о замене доллара новой резервной валютой. Кстати, Китай уже разрабатывает пилотный проект оплаты в местной валюте товарооборота с некоторыми граничными странами Юго-Восточной Азии. Но лоббировать этот вопрос у китайцев некому. Председатель КНР Ху Цзиньтао вчера утром был вынужден спешно вернуться из Италии на родину из-за крупнейших этнических столкновений в Синьцзяне. Не настаивать на внесении вопроса в повестку решили и в России. «У нас нет никаких устремлений, направленных на замену доллара как мировой резервной валюты. Было бы наивно об этом думать при нынешнем строении глобальной экономики», – отметил Дворкович.