Вагоны под одну крышу

9 июля 2009, 14:44

Госпакет акций крупнейшего в России и СНГ производителя магистральных пассажирских вагонов – ОАО «Тверской вагоностроительный завод» (ТВЗ), составляющий 42,5%, будет передан в уставный капитал корпорации «Уралвагонзавод» (УВЗ). Об этом сегодня сообщил гендиректор корпорации Олег Сиенко на пресс-конференции в Нижнем Тагиле. Таким образом, государство сконцентрирует под одной крышей контроль над вагоностроительной отраслью и поставит точку в спорах между РЖД и Уралвагонзаводом.

Как сообщил сегодня «Интерфаксу» советник генерального директора УВЗ по внешним связям Евгений Рошков, в собственности Росимущества находится 42,5% акций ТВЗ, их передача в капитал корпорации сейчас рассматривается в правительстве РФ, но принципиальное решение «на уровне председателя правительства» уже принято. «Государство принимает решение о консолидации принадлежащих ему пакетов акций предприятий вагоностроения в рамках единого холдинга, которым выбран Уралвагонзавод», – пояснил Рошков смысл будущей сделки.

Тверской вагоностроительный завод сегодня контролируется РЖД и ЗАО «Трансмашхолдинг», которое, как известно, объединяет ряд вагоностроительных предприятий бизнесмена Искандера Махмудова. Там пока не стали комментировать планы УВЗ в отношении Тверского завода, а также взаимоотношения с корпорацией. Молчат и в РЖД. Но, как известно, в начале года между железнодорожной монополией и УВЗ возник конфликт, следствием которого стала остановка вагоностроительного производства и отправка в отпуск нескольких тысяч работников предприятия в Нижнем Тагиле. Главная причина такого решения – недозагруженность завода заказами и убыточность производства. Дело в том, что РЖД существенно скорректировали планы закупки вагонов на УВЗ. Как сообщили в Первой грузовой компании («дочка» РЖД, оператор подвижного состава), компания собиралась закупить в 2009 году 22 тыс. вагонов (предел мощности УВЗ). Однако в декабре 2008 года с учетом экономической ситуации планы снизились до 8,8 тыс. вагонов, из которых 2,8 тыс. (в основном цистерн) решено было заказать на профильных Рузаевском и Алтайском заводах. В феврале начальник управления информации и связи с общественностью УВЗ Борис Минеев сообщил, что всего в рамках контракта с ПГК корпорация должна была поставить 4 тыс. полувагонов, а также 2 тыс. цистерн. Первая часть заказа – 2,5 тыс. полувагонов – была выполнена, но вторую часть – еще 1,5 тыс. полувагонов нового поколения – УВЗ не мог начать делать, так как для их производства были необходимы специальные подшипники, которые производятся только в Швеции. Обеспечением производства подшипниками должна заниматься ПГК, но компания по непонятной причине этого не делала. В то же время президент РЖД Владимир Якунин заявил журналистам, что сильно сомневается в качестве вагонов, производимых на УВЗ. Все это негативно отразилось на финансовом состоянии корпорации: в апреле кредитные обязательства УВЗ и его задолженность по банковским процентам составляли 39 млрд рублей.

Одновременно с этим правительство поддерживало ТВЗ, а на этой неделе даже выделило РЖД из госбюджета еще 3 млрд рублей для дополнительной закупки вагонов тверского производства. Средства будут внесены в уставный капитал РЖД. По оценкам перевозчика, это позволит в 2009 году увеличить закупки пассажирских вагонов завода на 16,6% от первоначального уровня (в текущем году монополия планировала закупить у ТВЗ 549 вагонов). Как заявил сегодня Евгений Рошков, решения правительства о выделении ТВЗ 3 млрд рублей и о передаче госпакета его акций УВЗ взаимосвязаны. А Олег Сиенко выразил надежду, что средства будут использованы эффективно. «Чтобы эти три миллиарда не превратились из плюс трех миллиардов в минус три миллиарда», – сказал Сиенко.

Таким образом, государство решило не разбрасываться деньгами и сосредоточить контроль над их использованием под одной крышей. По словам Сиенко, в очереди на вхождение в корпорацию «стоят еще три-четыре предприятия». Произойдет и увеличение уставного капитала УВЗ на 4,4 млрд рублей в рамках государственной поддержки. Соответствующее решение 15 июня приняла межведомственная комиссия по поддержке стратегических предприятий ОПК под руководством замглавы Минфина РФ Антона Силуанова. «Приоритет будет отдан деньгам, потому что они нам необходимы, как воздух», – сказал гендиректор УВЗ, имея в виду, что процедура внесения в уставный капитал УВЗ активов начнется уже после допэмиссии на 4,4 млрд рублей. Финансирование корпорации необходимо для пополнения оборотных средств и поддержки ряда входящих в компанию предприятий. Иначе, пригрозил Сиенко, Нижний Тагил ждут проблемы покруче пикалевских. «Пикалево – детский сад. Все произошло на ровном месте, а у нас – вдвое больше людей, чем все население Пикалево», – сказал он, имея в виду количество работников УВЗ. Он также добавил, что корпорация получила от правительства деньги на переобучение сотрудников. Однако переучивать специалистов «в пекарей» руководство не хочет. Людей просят выходить на работу и выполнять определенные работы временно, чтобы они получали хоть какие-то деньги.