Десант Рапоты

10 августа 2009, 19:36

Полпред президента РФ в Приволжском федеральном округе Григорий Рапота направил свой десант в Тольятти. В рабочую группу по изучению социально-экономической ситуации в автограде в связи с кризисом на АвтоВАЗе входят главный федеральный инспектор по Самарской области Сергей Сычев и ответственные сотрудники всех профильных департаментов аппарата полномочного представителя. Группа должна представить предложения по стабилизации ситуации в городе. Руководству АвтоВАЗа дано указание оказывать рабочей группе полное содействие.

Накануне остановки конвейера, 30 июля, представители самарских профсоюзов просили полпреда разобраться в обстановке на АвтоВАЗе и обратить внимание на проблему малых городов в условиях кризиса. Рабочую группу на автозавод просил направить председатель Федерации профсоюзов Самарской области Евгений Егоров. У профсоюзов, по его словам, есть сомнение в эффективности антикризисной программы вазовского руководства. Об этом же говорил на митинге 6 августа руководитель независимого профсоюза «Единство» Петр Золотарев. Он считает, что своими действиями руководство завода и местные власти расписались в собственном бессилии и социальной безответственности. На встрече с Рапотой были названы предложения рабочих АвтоВАЗа, которые потом также прозвучали на митинге: полная занятость, сохранение зарплаты, рабочий контроль за деятельностью менеджмента.

Председатель официального профкома АвтоВАЗа Николай Карагин, входящий в совет директоров завода, на встречу с полпредом не приехал. Официальный профсоюз не поддерживает предложения своих оппозиционеров, считая их неконструктивными. Карагин считает, что завод уже достаточно проверяли и Счетная палата, и прокуратура, и налоговая инспекция, еще одна проверка ничего не даст – все зависит от рыночной ситуации. По его мнению, завод могла бы поддержать дополнительная помощь государства, в частности экологическая премия за утилизацию старых автомобилей, по примеру стран Европы и США.

Для самоокупаемости АвтоВАЗу нужно продавать ежемесячно не менее 50 тыс. автомобилей, а продается около 30 тыс., напомнил директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. Исходя из текущего уровня продаж сокращение производства и численности рабочих мест неизбежно. Но если уволить треть работающих, как сообщалось ранее, социальных осложнений в автограде не избежать. Готово ли государство дотировать завод при сокращенном режиме работы или у него есть другой план поддержки автогиганта на плаву, пока не известно. Понятно, что поддержание социальной стабильности на крупных промышленных предприятиях и зависимых от них городов требует политического решения. Для стабилизации ситуации на АвтоВАЗе должна быть разработана специальная программа, учитывающая возможный вариант временной остановки работы предприятия, заявил сегодня журналистам вице-премьер правительства РФ Александр Жуков. «На сегодняшний день на АвтоВАЗе непростая ситуация. Это связано с падением объемов производства… Думаю, что по Тольятти должна быть сделана специальная программа по стабилизации ситуации на рынке труда с учетом возможной временной остановки предприятия», – сказал вице-премьер. При этом Жуков отметил, что в такого рода программе необходимо учесть нахождение большого количества работников в неоплаченных отпусках. Стабилизационная программа по АвтоВАЗу должна иметь комплексный характер, предусматривающий помощь как производственному процессу, так и решению проблем занятости. «Я думаю, что здесь нужно как помогать собственно предприятию, так и принять дополнительные меры по стабилизации ситуации на рынке труда в целом», – сказал он.

Руководство же завода разрабатывает план работы на второе полугодие и антикризисные меры, не рассматривая возможность банкротства предприятия, заявлял ранее и.о. президента АвтоВАЗа Игорь Комаров. «Мы исключаем данную процедуру, рассматриваем только сохранение работоспособного коллектива на предприятии», – сказал Комаров после встречи с губернатором Самарской области Владимиром Артяковым, на которой обсуждалась, в частности, проблема занятости рабочих автозавода.