Старье берем

13 августа 2009, 14:24

ВНижегородской области разработана региональная программа по стимулированию спроса на продукцию местных автопроизводителей. Об этом говорится во вчерашнем сообщении правительства. Она предваряет стартующую в 2010 году федеральную программу экологических премий для покупателей новых автомобилей в обмен на старые.

В Нижегородской области покупателям техники в обмен на старые автомобили, выпущенные до 2003 года, в дилерских центрах местных автозаводов будет выплачиваться компенсация из регионального бюджета в размере 10% стоимости новой машины, но не более 50 тыс. рублей. На эти цели из бюджета 2009 года выделяется 150 млн рублей. В утиль можно будет сдать автомобиль любой марки, как российской, так и иностранной. Но обмениваться они будут только на технику нижегородских производителей.

Понятно, что инициатива нижегородского правительства направлена на поддержку прежде всего крупнейшего нижегородского предприятия автопрома — Горьковского автозавода: только он продает свою продукцию через официальных дилеров. Это не первая программа областной власти по поддержке ГАЗа. В апреле из областного бюджета было выделено 250 млн рублей на компенсацию юридическим и физическим лицам двух третей процентной ставки по банковским автокредитам на покупку продукции ГАЗа. В начале июля федеральные власти расширили рамки льготного автокредитования, в эту программу попали машины стоимостью до 600 тыс. рублей, в том числе коммерческие автомобили Горьковского автозавода.

Меры господдержки и внедрение собственных финансовых инструментов с дотацией части процентной ставки производителем позволили ГАЗу к июню увеличить долю машин, продаваемых в кредит и лизинг, с 5 до 17%, отмечается в сообщении группы. К середине года начал расти и ежемесячный выпуск автомобилей. За пять месяцев 2009 года с конвейера ГАЗа сошло 17,5 тыс. машин. К июню ГАЗ вышел на точку безубыточности — 5 тыс. автомобилей в месяц. В августе автозавод сохранит объем производства на уровне 5,6 тыс. машин в месяц.

Сейчас программы экологических премий за утилизацию старых автомобилей (в США их в просторечье называют «Деньги за драндулеты») успешно действуют в 12 странах Европы, в Японии и США. В большинстве случаев уже через несколько месяцев после их запуска продажи пошли в гору: в Штатах, в частности, по этой программе уже продано 250 тыс. авто. В России аналогичный проект планируется запустить в начале 2010 года, пилотными площадками его отработки для дальнейшего тиражирования станет Нижний Новгород наряду с Москвой, Московской областью, Санкт-Петербургом и Самарой. Выбор делался в пользу городов с наиболее многочисленными автопарками. По федеральному проекту премия будет выплачиваться за автомобили старше десяти лет, при этом машина должна стоять на учете как минимум год до того, как человек захочет сдать ее в утиль. Таким образом, чиновники хотят избежать ошибок других стран, когда сданные в утиль автомобили нелегально перепродавались.

Утилизация старых автомобилей представляется пока наиболее серьезной проблемой при реализации проекта экопремий. Ряд нижегородских дилеров уже приостановили программу trаde-in, не имея возможности хранить нераспроданные сданные авто. Кроме того, необходимо контролировать процесс утилизации. В Минпромторге пока не решили, кто будет этим заниматься — уже существующие утилизационные службы или новая организация.