Немецкая компания Hochtief AG, которая уже участвовала в разработке концепций развития аэропортов Тюмени, Омска и Санкт-Петербурга, подготовит аналогичный проект для ОАО «Международный аэропорт Нижний Новгород» (МАНН). Как говорится в сообщении правительства Нижегородской области, Hochtief AG признана победителем открытого конкурса на заключение соответствующего госконтракта стоимостью 9 млн рублей.
На этот раз Hochtief AG предстоит создать техническую концепцию и инвестпрограмму развития МАНН с перспективой на 20 лет, чтобы затем предложить этот проект потенциальным инвесторам. Срок выполнения работ — девять месяцев. Напомним, одобренная региональным правительством в 2005 году концепция развития МАНН предусматривает наряду с реконструкцией аэродрома строительство мультимодального логистического центра, гостиницы и торгового центра. После ее завершения МАНН сможет принимать ежегодно до 3 млн пассажиров, рассчитывают в нижегородском правительстве. Сейчас пропускная способность МАНН составляет 550–600 тыс. пассажиров в год. В прошлом году объем пассажиропотока составил 356 тыс. человек, а в первом квартале 2009-го этот показатель снизился на 25% по сравнению с началом прошлого года в связи с уходом ряда авиакомпаний и общим снижением пассажиропотока.
В феврале 2009 года региональное правительство начало готовить лотовую документацию для проведения международного конкурса по выбору компании, которая будет принимать участие в развитии МАНН. Будущий инвестор может стать акционером МАНН: правительство области не отказывается от плана размещения дополнительной эмиссии акций. Напомним, размещение допэмиссии в размере 2,4 млрд рублей планировалось провести в октябре 2008 года. По соглашению с нижегородскими властями, ее собиралось выкупить правительство Москвы, став, таким образом, владельцем 96% акций МАНН. В течение трех лет потенциальный собственник рассчитывал направить на реконструкцию аэропорта 13 млрд рублей. Но после того как правительство Москвы отказалось от выкупа допэмиссии МАНН, нижегородский губернатор Валерий Шанцев заявил о готовности привлечь иностранных инвесторов.
Сейчас ФГУП «Международный аэропорт Нижний Новгород» занимается оформлением прав собственности на земельный участок площадью 500 га под взлетно-посадочной полосой аэродрома — это обязательное условие для получения федеральных инвестиций, выделяемых по плану реконструкции 52 региональных аэродромов. До 2020 года на поддержание инфраструктуры аэродромной сети страны планируется потратить около 300 млрд рублей. Ранее нижегородские власти планировали привлечь в рамках этой программы 7–8 млрд рублей на реконструкцию аэродрома и аэровокзала. В Hochtief не исключают участия концерна в реконструкции аэропорта. В конкурсе инвесторов МАНН готова принять участие и компания «Новапорт», управляющая аэропортовыми активами предпринимателя Романа Троценко (в том числе новосибирским Толмачево, а также аэрогаванями Барнаула, Челябинска и Томска), если ее устроит предложенная концепция.