Корсары Балтийского моря

Москва, 20.08.2009
Экипаж похищенного сухогруза Arctic Sea прибыл из Кабо-Верде в Москву. На борту самолета в столицу прибыли 11 членов экипажа, представители следственной группы. и 8 захватчиков судна. Четверо моряков остались на Arctic Sea, чтобы обеспечить его техническое обслуживание. Но с каждым днем вопросов с захватом судна возникает все больше. Откуда вдруг появились пираты в Балтийском море? Что вез сухогруз? Почему освобождением моряков занимался не МИД РФ, а глава Минобороны? Мы попытались сформулировать свою версию развития событий.

Кремль уполномочен заявить…

Официальная информация об инциденте до неприличия скупа. Достоверно известно следующее. Судно под мальтийским флагом вышло 23 июля из финского порта Пиетарсаари. По официальным данным, на борту Arctic Sea был груз древесины стоимостью 1,8 млн долларов, а пунктом назначения – алжирский порт Биджайя, куда судно должно было прийти 4 августа. На борту сухогруза было 15 россиян. 24 июля – через день после выхода из финского порта – на борт Arctic Sea высадились вооруженные люди, представившиеся полицейскими. Они связали экипаж и в течение 12 часов обыскивали судно. По всей видимости, информацию о начале налета членам экипажа удалось передать на землю до того, как судно оказалось под контролем нападавших, – поэтому они заставили моряков выйти в эфир и передать, что нападавшие покинули судно. Затем корабль с захватчиками на борту на максимальной скорости пошел в сторону Атлантики. Последний сеанс радиосвязи с ним состоялся 29 июля. С 30-го числа на Arctic Sea перестали работать автоматические системы, оповещавшие судовладельца о местонахождении судна. Активные публичные поиски судна начались лишь 8 августа. 12 августа Дмитрий Медведев поручил министру обороны Анатолию Сердюкову найти пропавшее судно с российским экипажем. Этим занимались все российские корабли в Атлантике и даже две атомные подводные лодки. Кроме того, на поиски судна были нацелены «все информационно-разведывательные системы наших Вооруженных сил, в частности космическая система, система идентификации морских судов и другие… Район наших поисков не ограничивается африканским побережьем», утверждал главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий. Захватчики затребовали за судно выкуп (около 1,5 млн долларов), угрожая в противном случае взорвать корабль. Однако уже 17 августа министр доложил, что судно было найдено в районе Кабо-Верде (западное побережье Африки) и взято под контроль российскими военными моряками. Моряки были освобождены, захватчики – восемь человек из Латвии, Эстонии и России – задержаны. Более того, даже появилась информация, что российский сухогруз не исчезал с радаров. Якобы местонахождение судна было известно с момента его похищения и отслеживалось береговыми службами, однако власти Швеции, Мальты и Финляндии не разглашали этих сведений, дабы не подвергать опасности жизнь членов экипажа.

 

Океан вопросов

Однако представленная властями официальная версия не дает ответов на очень многие важные вопросы. Что такое ценное было на борту сухогруза, из-за чего стоило проводить операцию по захвату и транспортировке груза от шведских берегов до западного побережья Африки? Ведь явно не бревна на жалких 2 млн долларов были целью пиратов. Кто осуществлял организацию и подготовку захвата – частные лица, преступная сеть или же государственные структуры? Если целью захватчиков действительно было получение выкупа, зачем было вести его в Атлантику? Почему о пропаже сухогруза широкой общественности стало известно лишь после появления статей в международных СМИ 8 августа, тогда как само судно перестало подавать сигналы 30 июля, а 4 августа уже должно было стоять в алжирском порту? Почему на поиски корабля, ходящего под мальтийским флагом и принадлежащего финской компании, отправились российские военные корабли и даже атомные подводные лодки? Почему судно было замечено в районе Кабо-Верде еще 14 августа, и несмотря на то, что Москва в тот день опровергла эту информацию, судно было «освобождено» немного южнее того самого района. Причем лишь через три дня? И, по некоторым данным, все это время примерно в 300 морских миль от него находился российский сторожевик «Ладный», который мог освободить Arctic Sea за считанные часы. Почему вплоть до последних дней поисков береговые службы не передавали судам в европейских водах извещения о пропаже Arctic Sea? «Атлантика – сотни или, вернее, с учетом рыболовных судов и костеров, тысячи судов. Это значит – тысячи радиолокаторов, тысячи глаз и ушей включаются в поиски. Шансы найти судно, или останки кораблекрушения, или терпящих бедствие резко возрастают. Очень часто именно подключение к поискам всех, кто в море, помогает спасти попавших в беду. В нашем случае – мертвая тишина», – пишет главный редактор интернет-издания «Морской бюллетень – Совфрахт» Михаил Войтенко.

Наконец, почему вокруг всего этого дела сгущается завеса не просто тайны, а тотальной секретности? После освобождения морякам даже не дали связаться с родными. О личностях захватчиков – граждан России, Эстонии и Латвии – российские власти ничего не говорят. Владелец сухогруза из компании Solchart Management Виктор Матвеев категорически отказывается отвечать на вопросы прессы (он заявил, что больше обеспокоен ремонтом судна, которое очень сильно повредили пираты). А истинность тех крох информации, которыми на сегодняшний день обладают журналисты и эксперты, поставил под сомнение постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин. Он заявил, что во время поисковой операции власти намеренно дезинформировали общественность о ходе поиска – дабы не подвергать опасности жизнь моряков. «Операция по поиску Arctic Sea войдет в хрестоматию, как по осуществлению действий оперативного плана, так и операций информационного прикрытия», – заявил довольный российский полпред.

В целом все вопросы можно свести к трем ключевым загадкам: что везли, кто хозяин груза и кто его перехватил.

Что везли?

Версия, которой придерживаются многие западные издания, – что захват сухогруза объясняется коммерческими спорами двух частных структур или же связан с транспортировкой наркотиков (соответственно, хозяином и перехватчиком являются бандиты) – видится как наименее правдоподобная. Эта версия не объясняет масштабы вовлечения российских военных в поиск сухогруза. Кроме того, проведение операции захвата судна и ее обеспечение были слишком сложными, а затраты на подготовку – слишком большими для того, чтобы ее могла провести конкурирующая мафиозная структура. «Я не могу поверить в возможность преступной организации, занимающейся наркоторговлей, организовать столь фантастически сложное дело, как захват судна в водах Европы с последующим его исчезновением, – утверждает Михаил Войтенко. – Ну не тянут обыкновенные бандюки на такое! Помимо очевидно высокого уровня непосредственных захватчиков, необходимо досконально знать средства связи, навигации и тревожного оповещения, надо ухитриться так провести атаку, чтобы никто не пикнул, – а ведь любой член экипажа мог элементарно позвонить по мобильнику, уж не говоря о тревожной кнопке!.. Захватить в водах Европы судно с какой-то преступной целью и привести его в какой-то порт, там уже перекрасив и так далее, абсолютно невозможно. С таким же успехом можно захватить мавзолей на Красной площади и попытаться за ночь замаскировать его под ночной клуб, заявив утром, что так оно всегда и было. Захватить судно и тут же его спрятать в водах Европы под силу только одной организации – государству».

Отметая версию с наркотиками, большинство экспертов и журналистов склонны предполагать, что на борту судна находилось оружие, поставляемое в одну из «проблемных стран». И что оно было попросту перехвачено структурами, не желающими этих поставок, и было отправлено на разгрузку на рейд у Кабо-Верде. Некоторые «эксперты» назвали даже тип вооружения. «Такое странное поведение России во всей этой истории может объяснять только то, что на борту судна находились крылатые ракеты», – уверен бывший командующий силами обороны Эстонии, а ныне докладчик ЕС по борьбе с пиратством Тармо Кыутс. По его словам, под древесиной можно было спрятать «целую аллею крылатых ракет». Однако версия с нахождением на борту крылатых ракет либо ПЗРК не отвечает на вопрос о том, зачем нужно было рисковать и вести судно с проблемным грузом в Атлантику. Гораздо проще было его просто взорвать и в буквальном смысле спрятать концы в воду. Стремление снять этот груз на рейде у Кабо-Верде (чем, по всей видимости, и объясняется трехдневный простой корабля в этом районе) связано либо с тем, что оружие было очень дорогое, либо с тем, что это были какие-то ядерные или биологические материалы. Что, в свою очередь, может быть ответом на вопрос, почему моряков так долго изолируют от общества и родных.

Кто хозяин?

То, что этот ценный груз – российского происхождения, практически ни у кого не вызывает сомнений. Он был загружен либо в Калининграде, где корабль стоял две недели на ремонте, либо в самой Финляндии. Именно российской принадлежностью груза и объясняется нежелание Москвы делиться с кем-то информацией о поисковой операции. Так, военный комитет НАТО устроил специальное заседание по вопросу об исчезновении Arctic Sea, на которое, по непроверенным данным, постоянный представитель России при альянсе Дмитрий Рогозин попросту не явился. Под тем предлогом, что он не является представителем Москвы в военных структурах альянса.

В вопросе с тем, кто, собственно, являлся «экспортером», есть две версии. Некоторые эксперты считают, что это были российские государственные структуры, нелегально торгующие высокотехнологичным оружием или ядерными материалами с тем же Ираном. И что информацию об этом слили «перехватчикам» лица, заинтересованные в дискредитации Москвы (точно так же, как, по некоторым данным, российские спецслужбы слили пиратам информацию о набитой украинским оружием «Фаине»). И на страницах западных СМИ уже появляются обвинения России в нелегальной торговле оружием со странами-изгоями.

Однако эта теория имеет несколько слабых мест. Во-первых, зачем везти оружие в Иран через Балтику, Атлантику, Средиземное море (и, по всей видимости, дальше в порт ближайшей союзницы Тегерана – Сирии), когда это проще и безопаснее сделать через Каспий. Во-вторых, такие грузы обычно не отправляются на одиночных сухогрузах – на всякий случай за ним должна была следовать подлодка со взводом спецназа. В-третьих, почему судно не было немедленно перехвачено силами российских ВМФ сразу после того, как 24 июля появилась информация о посторонних на борту? И, наконец, почему ему позволили дойти аж до Африки?

На все эти вопросы отвечает вторая версия о хозяине груза. Им могло быть не российское государство, а некоторые высокопоставленные российские чиновники или военные, решившие таким образом подзаработать. И тогда то, почему этот груз (если брать за пункт назначения Иран) пошел не через Каспий, а через Балтику, а затем транзитом через Сирию, объясняется весьма просто – наличием нужных связей именно в балтийских портах. Соответственно, само судно для обеспечения максимальной конспирации не только от «чужих», но и от «своих» могло идти без сопровождения. И даже после получения новости о захвате корабля эти чиновники или военные могли просто не получить эту информацию.

Кто перехватил?

Мало кто из серьезных экспертов сомневается в том, что захват был организован государственными структурами. Вопрос – чьими?

Очевидно, что если «экспортером» груза действительно было российское государство, то перехватчиком является разведслужба другого государства, незаинтересованного в поставке оружия, – в частности, Соединенных Штатов. Американцы могли самостоятельно перехватить груз и в случае, если его хозяином были коррумпированные российские чиновники или военные, – опасаясь, что российские спецслужбы могли быть вовлечены в эту поставку. В этом случае Москва не стала перехватывать судно после его захвата, опасаясь дипломатического скандала. С Вашингтоном было заключено дипломатическое соглашение (благо опыт по урегулированию подобных ситуаций у нас имеется – например, случай с подлодкой «Курск»). Снимать груз с корабля в Балтийском море было рискованно, поэтому в обмен на неразглашение компрометирующих Москву данных американцам позволили спокойно довести корабль до Кабо-Верде, перегрузить груз (например, на подводную лодку), а затем наши корабли спокойно освободили экипаж.

Самым слабым местом в этой теории является то, что помимо экипажа на корабле взяли восьмерых его «захватчиков». Если их просто использовали для захвата судна, то тем же американцам было проще их либо ликвидировать, либо забрать с собой.

На этот вопрос дает ответ вторая версия личности «захватчика». Им могли быть российские спецслужбы, ликвидировавшие таким образом организованную коррумпированными чиновниками / военными продажу за рубеж оружия или ядерных материалов. В этом случае очень многое становится на свои места. Судно было захвачено на следующий день после выхода и было полностью обыскано. Затем в течение нескольких дней оно шло по маршруту – пока спецслужбы в России с помощью полученных после обыска данных (например, важных документов) полностью не выявили всю цепочку поставки и всех виновных. Затем судно вышло из эфира и отправилось в район Кабо-Верде для того, чтобы с него сняли столь ценный груз. После разгрузки группа захвата – те самые восемь человек – были выданы общественности за пиратов и арестованы.

Операция, конечно, не обошлась и без проколов. Самым серьезным из них было то, что корабль засекли в районе Кабо-Верде еще 14 августа – до того, как началась операция по выгрузке. В этой ситуации стало необходимо отвлечь внимание общественности от этого района для того, чтобы судно успело спокойно выгрузить груз на рейде. И 15 августа французские береговые службы сообщают о том, что на некоторое время был включена автоматическая идентификационная система (AIS) Arctic See… в районе Бискайского залива. И аккуратно намекнули, что сигнал может исходить с российских военных кораблей, находящихся там в тот момент. Эксперты уверяют, что подделать этот сигнал очень легко – нужно либо демонтировать систему AIS с Arctic See на другое судно, либо взять любой другой судовой транспондер и вбить туда данные с того, который находился на пропавшем сухогрузе.

Как бы то ни было, истинные ответы на все вопросы, связанные с захватом Arctic See, мы вряд ли получим. Без сомнения, с экипажем сухогруза уже проведена «разъяснительная работа» – как и с некоторыми серьезными комментаторами и экспертами, которые на сегодняшний день принципиально не хотят отвечать на три важнейших вопроса: «что?», «чье?» и «кто?». Поэтому все, что остается журналистам и общественности, – строить догадки и ждать какого-нибудь слива информации. А до тех пор ситуация с сухогрузом Arctic See прочно заняла место в списке загадок новейшей истории нашей страны.

У партнеров



    ММК выплатит 260 млн долларов дивидендов за первый квартал

    Высокие показатели по прибыльности позволили флагману отечественной металлургии рекомендовать к выплате акционерам 100% свободного денежного потока

    Очищая «ржавый пояс»

    Москва включается в мировую гонку редевелопмента территорий — путь которым шли все мировые мегаполисы. Это один из самых эффективных способов развития города

    Альфа-банк вернет деньги за «Такси» и «Еду»

    Альфа-банк и «Яндекс» запустили совместную карту: по самым популярным сервисам «Яндекса» можно получить кешбек до 10%

    Электромеханическое проектирование с Solid Edge

    Создание сложных интеллектуальных изделий требует применения инструментов электромеханического проектирования. И в этом помогает Solid Edge.

    Запущен новый виток исследований достижений российских университетов

    Активное развитие передовых российских университетов демонстрирует их постоянно растущая видимость на международном уровне.

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара пробил невероятный уровень
      Курс доллара пробил невероятный уровень
    2. Зеленский впервые высказался по поводу «Северного потока-2»
      Зеленский впервые высказался по поводу «Северного потока-2»
    3. Курс доллара: что заставило срочно переписывать прогнозы по рублю
      Курс доллара: что заставило срочно переписывать прогнозы по рублю
    Реклама