«Иж-авто» не катит

4 августа 2009, 18:10

Автомобильный завод «Иж-авто» (Ижевск, Удмуртская республика, выпускает автомобили Kia, ВАЗ и «Иж»), который в августе планировал возобновить работу конвейера, до конца лета может стать банкротом, если не получит финансовую поддержку. Завод рассчитывает на помощь своего главного кредитора — Сбербанка РФ.

«Иж-авто» стоит с 29 апреля из-за падения спроса на новые автомобили и отсутствия машинокомплектов для выпуска моделей Kia. Автозавод подписал соглашение с компанией Kia о снижении цен на машинокомплекты для Kia Spectra, Kia Sorento и готов собирать на своих мощностях «классику» АвтоВАЗа, однако для запуска производства у него нет оборотных средств.

Счетная палата называет одной из причин проблем «Иж-авто» нерациональную финансовую политику. Аудиторы палаты проверяли деятельность автозавода с 2007-го по первый квартал 2009 года. В частности, они изучали эффективность использования компанией таможенных льгот, предоставленных в рамках режима «промышленной сборки» автомобилей, результаты технического переоснащения, произведенного под гарантии правительства, а также искали признаки преднамеренного банкротства предприятия. Аудиторы назвали несколько причин финансовой неустойчивости предприятия, которая привела к убыткам еще в третьем квартале 2008 года. В целом за 2008 год отрицательный финансовый результат составил 908,1 млн рублей, а нерациональная тактика завода в кризис только усугубила его тяжелое положение: убыток за первый квартал 2009 года вырос до 1,3 млрд рублей.

Одна из причин такого положения — высокая доля заемных ресурсов в оборотных средствах предприятия. Набрав кредитов, руководители завода отвлекали из оборота значительные суммы, в том числе на кредитование покупателей, а вот контроль поступления платежей от контрагентов предприятия менеджмент завода обеспечить не смог — просрочка по отдельным договорам достигала 20 месяцев, отметили аудиторы. В ряде внешних причин кризисной ситуации на «Иж-авто» проверяющие назвали несовершенство режима промсборки и «отсутствие поддержки со стороны бывших владельцев акций предприятия». Напомним, в апреле стало известно, что собственник «Иж-авто» самарская группа СОК продала 74% акций трем «дочкам» автоконцерна — «Иж-комплекту», «Гроссу» (24,9%) и «Норэксу» (24,99%). Сделка была оплачена машинами. Счетная палата взяла под контроль условия этой сделки. На смену собственника обратила внимание и Федеральная антимонопольная служба, которая не получала заявки на одобрение сделки.

С конца 2008 года на автозаводе начались простои, а к середине июня 2009-го здесь были уволены 1773 работника. Падение производства с начала года составило 62%, а общий долг автозавода на начало апреля достиг 11,3 млрд рублей, большая часть задолженности — около 8 млрд рублей — приходится на Сбербанк, в залоге у которого находится 51% акций «Иж-авто». Сумма долга составляла 14 млрд рублей, но в первом квартале завод частично реструктурировал долги, отмечается в отчете Счетной палаты. Правда, банки дали отсрочку от четырех месяцев до двух лет по долгосрочным кредитам и до шести месяцев по краткосрочным.

В середине апреля президент Удмуртии Александр Волков обратился к премьеру Владимиру Путину с просьбой посодействовать в передаче «Иж-авто» госкорпорации «Ростехнологии», включить завод в перечень системообразующих предприятий и оказать финансовую поддержку в размере 5,9 млрд рублей на восполнение убытка от девальвации, на погашение задолженности перед держателями облигаций и банками, закупку машинокомплектов. Однако «Ростехнологии», которым хватает проблем с АвтоВАЗом, это предложение никак не комментировали. Надежды на возрождение «Иж-авто» связывались и с покупкой консорциумом Magna-Сбербанк 55% акций немецкого автоконцерна Opel: в этом случае предполагалось, что часть производства Opel в России могла быть размещена на площадке «Иж-авто». Но до завершения сделки это не более чем предположения.

Руководство завода старается избежать банкротства, которое может наступить уже в августе. Менеджмент «Иж-авто» предлагает различные варианты спасения предприятия, во всех случаях рассчитывая на финансовую поддержку Сбербанка и на переход в конечном итоге под контроль «Ростехнологий». Один из вариантов предусматривает реструктуризацию основного долга 10,6 млрд рублей на три года с годовым мораторием на выплату процентов и погашение задолженности по облигационному займу в размере 1,48 млрд рублей. Кредит на реализацию этой схемы должен дать Сбербанк, а другие кредиторы — «Ак Барс», «Зенит», Уралсиб — займы на погашение процентов в своих же банках. По другому варианту Сбербанк выкупает 74% акций у компаний «Иж-комплекта», «Гросса» и «Норэкса», затем предоставляет им кредит в размере 6,7 млрд рублей на рефинансирование покупки акций «Иж-авто». «Дочки» гасят задолженность перед «Иж-авто» на такую же сумму, а завод возвращает кредит Сбербанку. В результате этой схемы «Иж-авто» хочет перейти под контроль «Ростехнологий и стать привлекательным для концерна Renault в качестве производственной площадки. Эти предложения содержатся в отчете Счетной палаты, перспективы их реализации пока неизвестны: коллегия Счетной палаты направила документ о результатах проверки в палаты Федерального собрания и в ряд других ведомств — Федеральную таможенную службу, следственный комитет при Прокуратуре РФ и в ФСБ.