Стоп-контроль

7 августа 2009, 16:12

Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) усмотрела признаки согласованных действий между Россельхознадзором и Федеральной таможенной службой (ФТС), которые в июне составили новый перечень подкарантинной продукции и товаров, подлежащих государственному карантинному фитосанитарному контролю. В список вошли все виды б/у легковых и грузовых автомобилей, подержанные колесные тракторы для полуприцепов, тракторы для сельскохозяйственных работ, автомобили для перевозки более десяти человек. Из спецтехники — автокраны, автобуровые, пожарные машины, бетономешалки, отдельные виды прицепов.

Наряду с подержанными автомобилями в перечень введены различные виды овощей, фруктов, цветов.

6 августа ФАС возбудила дело в отношении Россельхознадзора и ФТС по признакам нарушения ст. 11 федерального закона «О защите конкуренции». Рассмотрение дела состоится 28 августа.

Новый перечень вступил в силу 15 июля. Импорт перечисленных в нем товаров возможен только при получении разрешения Россельхознадзора. Ведомство мотивировало это тем, что за два года (2007–2008) при проведении досмотра было выявлено 4290 единиц техники, на которой были обнаружены «биологические материалы и почва, насекомые в живом и мертвом виде». При этом было зарегистрировано 14 случаев обнаружения опасных карантинных объектов — азиатской хлопковой совки, американской белой бабочки, непарного шелкопряда, японского жука.

На практике новую меру предлагалось реализовывать следующим образом: как и другая продукция, импортная автотехника б/у проходила бы фитосанитарный контроль два раза. Первичный — при пересечении границы и повторный — в конечном пункте следования.

Инспектор службы проводит визуальный осмотр, а при наличии оснований техника задерживается для проведения лабораторных анализов и экспертизы. Закон «О карантине растений» отводит на эти мероприятия до 20 календарных дней. Подозрения могут вызвать остатки растений, насекомые, грунт в автомобиле. Поэтому все, что советовали эксперты предпринимателям, — тщательнее мыть импортируемый автомобиль.

Хотя чиновники из Россельхознадзора и уверяли, что введение фитосанитарного контроля транспорта — это международная норма, ФАС сочла, что такие действия могут привести к необоснованному увеличению расходов хозсубъектов и физлиц, осуществляющих ввоз на территорию РФ товаров. Действительно, за проведение санитарных мероприятий и выдачу разрешения пришлось бы заплатить 12 тыс. рублей за каждый ввезенный автомобиль (раньше аналогичные мероприятия обходились в 500 рублей). И этим расходы не ограничиваются. К примеру, находкинские автодилеры пожаловались, что за разрешением им придется ехать во Владивосток. По мнению ФАС, введенные Россельхознадзором и ФТС ограничения не предусмотрены законодательством.