Премьер на час

Геворг Мирзаян
доцент Департамента медиабизнеса и массовых коммуникаций Финансового Университета при правительстве РФ
1 сентября 2009, 12:53

По итогам прошедших в Японии выборов правящая Либерально-демократическая партия потеряла монополию на власть. Но, скорее всего, ненадолго.

Прошедшие 30 августа парламентские выборы в одной из самых консервативных стран мира закончились вполне революционно. Либерально-демократическая партия (ЛДП), почти полвека правившая Японией, впервые не опередила своих конкурентов. Выборы выиграла Демократическая партия Японии (ДПЯ), получив по предварительным итогам 308 из 480 мест в нижней палате парламента. У ЛДП лишь 119 мандатов (на прошлых выборах было 300). После такого сокрушительного поражения премьер Таро Асо подал в отставку с поста лидера ЛДП.

По иронии судьбы, нынешним могильщиком ЛДП стал потомок того, кто эту партию создал. Нынешний лидер ДПЯ Юкио Хатояма — политик в четвертом поколении и внук легендарного первого избранного премьер-министра послевоенной Японии Ичиро Хатоямы. Именно Ичиро Хатаяма является основателем Либеральной партии (1946 год) и Демократической партии (1954 год). Из слияния этих партий в 1955 году и получилась нынешняя ЛДП, а сам Ичиро Хатояма стал ее первым премьер-министром.

После оглашения итогов выборов ряд экспертов заговорили о том, что победа ДПЯ стала началом становления эффективной двухпартийной системы в Японии. Однако более вероятным видится возвращение к власти на следующих выборах ЛДП, чьи лидеры должны проанализировать сделанные ими ошибки и исправить их. Перспективы нынешних победителей удержаться у власти сомнительны прежде всего потому, что у ДПЯ нет ни опыта, ни связей, ни денег, ни даже понимания того, как вывести Японию из кризиса.

Вторые после Зимбабве

На нынешних выборах японцы голосовали не столько за ДПЯ, сколько против ЛДП. За 50 лет правления партия совершила множество ошибок, а за несколько лет, прошедших после ухода в 2006 году с поста премьера ее харизматического лидера Дзюнъитиро Коидзуми, настроила против себя большинство японцев. «Чехарда с премьерами, череда продемонстрировавших внутреннее разложение ЛДП коррупционных скандалов, грянувший экономический кризис, который поставил страну в труднейшее в послевоенное время положение, лишь усугубили недовольство», — считает глава Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов. Падение ВВП продолжалось с января 2008-го по март 2009 года, составив в первом квартале 2009 года 11,7%. Число безработных в июле достигло рекордной отметки 3,59 млн человек, что составляет 5,7% трудоспособного населения. Проблемы, вызванные кризисом, налагаются на традиционные сложности японской экономики, прежде всего связанные со старением населения и непомерной социальной нагрузкой на бюджет. Лица старше 65 лет составляют 22,2% жителей Японии. На выплату социальных пособий в 2009 году будет израсходована четверть из 945-миллиардного бюджета страны. По соотношению госдолга к ВВП (1,8:1) Япония, согласно данным The New York Times, занимает второе место в мире после Зимбабве.

Осознание безвыходности ситуации порождало отчаяние в умах японцев и вынудило их принять решение об определенной «перезагрузке» нынешней власти. Именно структуры власти, а не личности премьер-министра (интересно, что менее трети японцев хотели, чтобы Юкио Хатояма заменил Таро Асо на посту главы правительства). Лидер ДПЯ прекрасно осознавал чаяния японцев и пытался подыгрывать им. «Эти выборы означают три смены. Первая — смена власти. Вторая — это смена старой политики на новую. Третья — смена управления, при которой верховная власть будет принадлежать народу, а не бюрократической верхушке», — говорил Юкио Хатояма.

Но эксперты опасаются, что японцы вскоре разочаруются в новом премьере. Два столпа его предвыборной программы — программа по стимулированию потребления путем экономической помощи населению и план по борьбе с неэффективной бюрократией — не только не помогут стране выбраться из кризиса, но и могут значительно ухудшить ситуацию в Японии.

Бюджет не выдержит

Экономическая программа ДПЯ абсолютно нереалистична. Демократическая партия обещает принять целый комплекс экономических мер для улучшения материального положения беднейших жителей страны, стоимость которых оценивается в 16 трлн иен (172,4 млрд долларов). Так, во время предвыборной кампании Хатояма обещал выплачивать ежегодные пособия на детей (2397 долларов на каждого ребенка), создать систему бесплатного среднего образования в государственных школах, отменить плату за проезд по национальным автострадам и недавно введенный налог на горючее. По мнению стратегов партии, эти меры будут способствовать появлению на руках у японцев свободных средств для покупок товаров (японская нация известна как одна из наиболее бережливых в мире), что вызовет подъем производства в стране за счет роста внутреннего потребления и выведет японскую экономику из рецессии. Демократы уверяют, что средства на реализацию этих программ будут найдены путем урезания государственных расходов на 9,1 трлн иен (98 млрд долларов) за счет ограничения полномочий правящей бюрократии и ее участия в контроле за экономикой. Кроме того, в числе источников финансирования называются и новые налоги на доходы крупных корпораций и обеспеченных слоев населения. Однако эксперты уверяют, что реализация предвыборных обещаний Демократической партии лишь увеличит объем госдолга до двух объемов годовых ВВП.

Без чиновников никуда

Основной из главных своих задач Хатояма называет борьбу с неэффективной бюрократией. «За долгие годы нахождения Либерально-демократической партии у власти произошло слияние политики и государственной бюрократии. И еще бизнеса к ним в придачу. Произошел перекос власти в сторону исполнительной ветви, в сторону государственной бюрократии. Мы меньше связаны с бюрократией и способны исправить этот перекос», — говорит Юкио Хатояма. Идея, безусловно, правильная. Именно серьезная забюрократизированность властных структур ЛДП превратила ее в неэффективную организацию. Однако ошибка будущего нового премьера в том, что он намерен исправлять этот перекос весьма радикально. В частности, Хатояма планирует назначить 100 членов его партии на основные бюрократические посты в государственных структурах и таким образом обеспечить необходимый уровень координации государственного аппарата. Бюрократию этим он, конечно, напугал (по некоторым данным, высокопоставленные чиновники из министерства финансов, министерства экономики, министерства торговли, министерства промышленности и министерства иностранных дел уже провели личные встречи с Юкио Хатоямой и другими высокопоставленными лидерами Демократической партии, в частности с ее генеральным секретарем Катуцой Окадой). Однако реализация этого плана в условиях глубоко иерархичной и очень запутанной системы взаимоотношений между японскими министерствами, парламентами и частными компаниями может вызвать хаос во властной вертикали. Что будет являться непозволительной роскошью для Японии в ее нынешнем кризисном состоянии. Если же Хатояма пойдет на компромисс с чиновниками, то нового премьера будет ждать серьезный протест со стороны его избирателей, которые пошли на колоссальную психологическую жертву, инициировав «перезагрузку» власти.

Лицом к Азии

Одним из немногих адекватных и продуманных пунктов предвыборной программы Хатоямы является внешнеполитический раздел. Премьер готов развернуть Японию лицом к Азии. «Разумеется, краеугольным камнем внешней политики Японии останется японо-американский договор о безопасности. Однако в то же время мы не должны забывать о том, что мы — азиатская страна. Я считаю, что нам следует признать восточноазиатский регион, который в последнее время демонстрирует все большую жизненную силу, основной сферой существования Японии. Это означает, что мы должны продолжить создавать в регионе механизмы прочного экономического сотрудничества и безопасности, — говорит Хатояма. — Я убежден в том, что именно путь региональной интеграции и коллективной безопасности должен привести нас к реализации принципов пацифизма и многостороннего сотрудничества, зафиксированных конституцией Японии. Именно этот путь поможет нам сохранить политическую и экономическую независимость Японии и защитить интересы нашей страны, зажатой между Китаем и Соединенными Штатами».

Ради этого Юкио Хатояма намерен публично откреститься от некоторых символических шагов, вызывающих негодование в азиатских странах.

Так, он выступает против посещения японскими политиками храма Ясукуни, являющегося, по мнению азиатских стран, символом японского милитаризма. В этом храме захоронены останки военных преступников класса А, казненных по решению токийского трибунала. «Коидзуми и другие политики ЛДПЯ говорят, что ходят туда, чтобы молиться о мире, чтобы не было войны. Странное место для такой молитвы и очень странная идея для нас… Мы предлагаем построить гражданский, нерелигиозный монумент в память жертв войны — такой, который смогут посещать и иностранные лидеры, приезжающие в Японию. В том числе лидеры Китая и Кореи», — говорил Хатояма.

Впрочем, даже если премьеру удастся реализовать внешнеполитическую часть его программы, это не поможет ему удержаться в кресле премьера. Отсутствие политического опыта (или хотя бы харизмы, присущей Коидзуми) вкупе с неспособностью реализовать свои предвыборные обещания, скорее всего, вызовет волну недовольства в стране. И к власти вновь вернется ЛДП.