Ереван и Анкара начинают международные политические консультации по выработке двух документов — Протокола по установлению дипломатических отношений и Протокола по развитию двусторонних отношений. Сообщение об этом разместил МИД Турции на своем официальном сайте. Эти консультации были инициированы обеими сторонами при посредничестве Швейцарии. Два протокола закладывают основу для нормализации двусторонних отношений в приемлемых временных рамках. Политические консультации будут завершены в течение шести недель, подписаны и представлены в парламенты обеих стран для ратификации. Обе стороны приложат максимум усилий для продвижения процедуры ратификации, пишет МИД Турции. «Нормализация двусторонних отношений будет способствовать миру и стабильности в регионе», — указано в сообщении.
Этот материал появился на сайте МИД Турции вчера вечером. Он вызвал лавину комментариев в Ереване и бурю в политических кругах Баку.
Misunderstanding
Армянские дипломаты и политологи еще вчера публично сообщили, что изюминкой договоренности о консультациях стала новая позиция Анкары, которая, по их данным, отказалась от предусловий.
Напомним, ранее Турция говорила о том, что открытия границы не будет до тех пор, пока не решен вопрос о Нагорном Карабахе. Она настаивала на отказе Армении от требований признать факт геноцида армян со стороны Османской империи, кроме того, Анкара хотела, чтобы Ереван отказался от территориальных претензий к Турции.
По словам Рубена Сафрастяна, директора Института востоковедения НАН РА, «турецкая дипломатия продемонстрировала готовность отказаться от проводимого ею на протяжении 20 лет внешнеполитического курса — связывать установление армяно-турецких отношений с урегулированием нагорно-карабахского конфликта и отказом армянской дипломатии от политики признания геноцида армян». «Я ознакомился с текстом заявления. Ни в одном из этих документов нет ни единого упоминания о нагорно-карабахском конфликте и о геноциде армян», — отметил он.
Сегодня президент Армении Серж Саргсян на ежегодной конференции послов его страны заявил, что обнародованные вчера в Швейцарии документы содержат в себе суть достигнутых до сих пор договоренностей, которые не несут в себе каких-либо предусловий по карабахскому вопросу. Что касается вопроса геноцида и территориальных претензий, то Саргсян послам об этом ничего не сказал.
МИД Армении пошел дальше, заявив, что два месяца спустя после вступления протоколов в силу — а это произойдет два месяца спустя после ратификации — будет открыта граница между Турцией и Арменией.
Такая постановка вопроса возмутила Баку. Пресс-секретарь МИД Азербайджана Эльхан Полухов заявил, что открытие армяно-турецкой границы до урегулирования нагорно-карабахского конфликта противоречит интересам Азербайджана. Но Баку, предупредил он, не будет вмешиваться в турецко-армянские дела.
Главе турецкого МИДа Ахмету Давутоглу пришлось сегодня давать пояснения. Он акцентировал внимание на том, что конфликт в НКР не выпал из поля зрения турецкой дипломатии: «Мы желаем урегулировать отношения с Арменией, однако в то же время мы бы хотели, чтобы в южно-кавказском регионе были урегулированы все отношения, включая Нагорно-карабахский конфликт. Это обеспечит стабильность и мир в регионе». В очередной раз он подтвердил, что ни одно решение в этой сфере не будет принято в ущерб интересам Азербайджана. Давутоглу добавил, что он ожидает «значительного прорыва» в процессе урегулирования карабахской проблемы, а когда она будет завершена, «откроется не только армяно-турецкая граница, но ряд других». Вместе с тем он не сообщил, что дает ему повод ожидать быстрого прорыва в решении этой проблемы.
Напомним, подобная ситуация, связанная с разными трактовками одного и того же двустороннего документа в Ереване и Анкаре, уже была. В апреле 2009 года Турция и Армения согласовали «дорожную карту» по нормализации двусторонних отношений. Азербайджан высказал опасения по поводу того, что договоренности заключаются за его спиной. Анкаре пришлось тогда потратить немало усилий для того, чтобы убедить Баку в неизменности позиций по НКР. Премьер Турции Реджеп Тайип Эрдоган в мае 2009 года разъяснил: «Нагорный Карабах оккупирован армянами. Больше миллиона азербайджанцев силой были изгнаны из родных домов. И по этой причине мы закрыли границы. Причина — оккупация, а результат — закрытие границ. Пусть они уберут эту причину, и мы откроем границы».
Таким образом, Ереван, по-видимому, выдает желаемое за действительное, а Анкара пытается внести ясность, избегая резких формулировок.
За футбол!
Позиция обеих стран объяснима: им необходимо показать продвижение в вопросе урегулирования. Хотя бы потому, что Армения испытывает серьезные экономические трудности, связанные с закрытыми границами, особенно сейчас, во время кризиса. Анкара, претендующая на лидерскую роль в регионе, хочет продемонстрировать эффективность внешней политики на этом направлении. Кроме того, Баку и Ереван по-новому взглянули на ситуацию после августовского политического кризиса 2008 года в Грузии. Россия отдельно и в рамках Минской группы по урегулированию в НКР без устали инициирует консультации по этой проблеме. США тоже выражают заинтересованность в стабилизации обстановки в регионе. Таким образом, давление на обе стороны—участницы переговоров достаточно мощное.
Начатая Анкарой осенью 2008 года «футбольная дипломатия», когда на матч между сборными Турции и Армении в Ереван приехал президент Турции Абдулла Гюль, должна продолжиться нынешнем октябре. Президент Армении Серж Саргсян приглашен на матч сборных в Анкару, который состоится 14 октября 2009 года. После футбола в Ереване глава МИД Турции объявил о «завершении периода холодной войны» между двумя странами. Результатом октябрьского тура по сближению, как ожидается, должны стать более серьезные подвижки в отношениях. Но, как стало известно недавно, Саргсян, прежде позитивно отнесшийся к приглашению турецкого коллеги, выдвинул условия: для того чтобы он приехал на матч, Турция должна открыть границы и снять экономическую блокаду.
Такая категоричная постановка вопроса рушит все мосты, прежде с трудом наведенные дипломатами. Ереван отлично понимает, что оба условия невыполнимы. Очевидно, они были выдвинуты в расчете на «внутреннее потребление»: горячие армянские парни из оппозиции то и дело критикуют президента за уступки Турции.
Вместе с тем понятно, что давший слово Саргсян теперь не может ехать на матч, если в вопросе армяно-турецких отношений не проблеснет какой-либо позитив.
Вчерашние договоренности как раз и станут таковым: работы над обоими протоколами будут вестись шесть недель, то есть завершатся они к 12 октября. Тогда 14-го ничто не помешает Саргсяну насладиться матчем футбольных сборных, а заодно и подписать оба документа.
Армянские аналитики признают, что Анкара уже сделала много шагов навстречу Еревану. Как сообщил армянской прессе председатель правления Аналитического центра по глобализации и региональному сотрудничеству Степан Григорян, два месяца назад в Турции «принято официальное решение об открытии на телевидении и радио армяноязычных передач, реставрируются армянские церкви и памятники архитектуры, кроме того, принято решение о том, что армянские туристы в Турции могут пользоваться привилегиями и преимуществами наравне с туристами из Германии и других стран, являющихся стратегическими партнерами этой страны».
А это значит, что Сержу Саргсяну есть что предъявить оппозиции и нет повода не ехать на матч футбольных сборных 14 октября.