Признание рисков

11 сентября 2009, 12:36

Министерство обороны РФ официально признало, что доля призывников с вредными привычками и асоциальным поведением выросла в этом году на треть. Об этом сообщил начальник Главного управления воспитательной работы Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Анатолий Башлаков в своей статье, опубликованной сегодня в газете «Красная звезда».

По оценке Башлакова, из-за увеличения общего количества граждан, призванных в Вооруженные силы для прохождения военной службы по призыву, отмены целого ряда отсрочек и снятия всевозможных ограничений количество граждан, имевших до призыва опыт асоциального поведения, «в абсолютных цифрах увеличилось на 30–40%». Это, по его словам, «существенно повысило риски противоправного поведения отдельных военнослужащих, поступивших на комплектование воинских частей и подразделений Сибирского, Приволжско-Уральского, Дальневосточного и Московского военных округов, а также Военно-воздушных сил и тыла Вооруженных сил». «В войска и силы направлены соответствующие указания об особенностях организации воспитательной работы с данной категорией военнослужащих», — говорится в статье. Напомним, еще до окончания весеннего призыва, ставшего рекордным по количеству призванной в ряды военных молодежи (более 305 тыс. человек), в Минобороны отмечали: почти половина из них (от 150 тыс. до 170 тыс.) — это граждане с уголовным прошлым, погашенной судимостью, имевшие условные сроки или проблемы с правоохранительными органами. С начала 2000-х годов до осени 2008 года ведомство не призывало на военную службу таких молодых людей. «К сожалению, сейчас, когда план по призыву увеличился почти в три раза по сравнению с 2007 годом, военное ведомство уже не может себе позволить такую “роскошь”», — отмечал военный источник. Назывались и конкретные цифры, естественно, неофициально: более 100 тыс. призывников имеют условные сроки судимости или погашенную судимость, еще от 50 тыс. до 70 тыс. приводились в милицию, содержались в следственных изоляторах, где тесно общались с различного рода уголовными элементами. Статья Башлакова признает эту проблему официально.

Еще одна негативная тенденция: довольно большим остается и количество призывников, имеющих отклонения в физическом и психическом здоровье. «Стабильно высоким (каждый четвертый) остается количество военнослужащих, окончивших профессиональные училища, в которых традиционно имеют место негативные асоциальные явления и межличностные отношения: раннее начало употребления спиртных напитков, приобщение к наркомании и токсикомании, наличие криминальных проявлений», — пишет Башлаков. «Абсолютные цифры по этим показателям возросли, что потребует дополнительного психолого-педагогического внимания к этим военнослужащим со стороны командиров и офицеров воспитательных структур», — говорится в статье.

Вместе с тем главный армейский воспитатель отмечает и положительные особенности призыва. К таковым он относит повышение образовательного уровня военнослужащих (каждый десятый имеет высшее образование, две трети — профессию). 97% призывников имеют положительную мотивацию на военную службу. Улучшились показатели физического и психического здоровья призывников. Так, до 0,8% (весна 2008 года — 1,1%) уменьшилось количество военнослужащих, перенесших до призыва заболевания нервной системы, до 9,9% (весна 2008 года — 14,2%) снизилась доля имеющих ослабленное здоровье. В целом, отмечает генерал-лейтенант Башлаков, процесс сокращения сроков военной службы по призыву до 12 месяцев полностью завершен. Да и общая криминогенная обстановка в Вооруженных силах пока остается стабильной. В сравнении с семью месяцами прошлого года общее количество преступлений и происшествий на начало августа 2009 года уменьшилось более чем на 10%. Количество участников правонарушений — как среди солдат и сержантов, проходящих военную службу по призыву, так и среди проходящих военную службу по контракту — также сократилось. «Вместе с тем состояние примерности офицерского состава нас удовлетворить не может. Офицерами, к сожалению, допускаются хищения военного имущества и денежных средств, уклонение от прохождения военной службы, превышение должностных полномочий и другие правонарушения. Это недопустимо», — сетует Башлаков.