Автозаводы сжимаются

18 сентября 2009, 13:19

Минздравсоцразвития РФ бьет тревогу: вчера ведомство сообщило о предстоящих массовых увольнениях на крупнейших российских автозаводах. По данным ведомства, ГАЗ до конца года намерен сократить 14 тыс. человек. На АвтоВАЗе уже подписан приказ об увольнении 5 тыс. работников, судьба еще 31 тыс. человек будет решена до конца года. Кроме того, по словам главы министерства Татьяны Голиковой, тольяттинский автогигант до февраля будущего года будет держать в простое 89 тыс. из 110 тыс. своих работников.

Автозаводы поспешили опровергнуть эту информацию. На АвтоВАЗе вообще удивились, откуда у Голиковой взялись данные о простое: глава пресс-центра компании Александр Шмыгов уточнил, что после вынужденных каникул в августе, когда был остановлен конвейер, завод работает в режиме неполной рабочей недели. Планируется, что 14 декабря этот режим будет отменен, а дальнейший график руководство определит дополнительно.
Зампред правления ГАЗа Елена Матвеева также не подтвердила информацию об уже уволенных 5,5 тыс. сотрудников и планах сокращения еще 14 тыс. человек. ГАЗ, по ее словам, сократит максимум 5,8 тыс. человек. Причем большинство из них будут не уволены, а отправлены на переобучение или переведены в другие компании, обслуживающие производство предприятий группы.

Вице-губернатор Нижегородской области Владимир Иванов подтвердил, что правительство региона знает о планах ГАЗа сократить около 6 тыс. человек и ведет переговоры с руководством компании о включении этих работников в программу переобучения, чтобы избежать массовых сокращений. Такая программа есть у ГАЗа. Она позволяет работнику получить вторую профессию с занятостью на общественных работах: четыре часа в день на обучение, четыре часа – на работу. Работники, прошедшие переобучение, могут быть трудоустроены либо на ГАЗе, либо на других предприятиях области, где даже в кризис есть рабочие вакансии, сообщил Иванов.

Минздравсоцразвития, которое, в частности, курирует и программы переобучения, вряд ли не осведомлено о ситуации на автозаводах. Скорее всего, ведомство просто поспешило обнародовать планы российских автогигантов. Представители министерства ссылаются на данные предприятий и заявки на сокращение персонала, которые они представили. Директор Центра занятости населения Нижнего Новгорода Елена Яковлева подтвердила, что группа ГАЗ процедуру сокращения не нарушает. Другими словами, автозаводы планируют высвобождение персонала по максимуму, но рассчитывают при этом, что при изменении рыночной ситуации они смогут не проводить сокращения в заявленных объемах. Потому и не хотят пугать общественность раньше времени.

Кроме того, сохранение численности персонала – важный козырь в переговорах с чиновниками о поддержке производителей. Так, АвтоВАЗ, уже потративший государственную ссуду на 25 млрд рублей (концерн рассчитался с поставщиками, работниками, погасил некоторые из кредитов), признает, что нуждается в дополнительной господдержке. Этот вопрос обсуждался вчера на заседании межведомственной комиссии под председательством замминистра экономразвития Олега Савельева, которая рассматривала антикризисный план автогиганта. Завод просит правительство предоставить гарантии по кредитам и субсидировать часть причитающейся по ним ставки. АвтоВАЗ должен банкам 37 млрд рублей, из которых 14 млрд должен погасить Сбербанку в сентябре текущего года. Компания рассчитывает реструктурировать этот долг и для этого запрашивает госгарантии. В контексте этих переговоров перспектива сократить численность работников АвтоВАЗа на треть должна стать весомым аргументом в пользу расширения господдержки. Ведь для Тольятти массовые увольнения на градообразующем предприятии чреваты серьезными социальными последствиями.

Группа ГАЗ к середине 2009 года сократила свой персонал вдвое – со 118 тыс. до 65 тыс. работников. На ГАЗе утверждают, что из этого числа потеряли работу не более 10 тыс. человек, остальные были переведены на новые места работы или отправлены на переобучение с возможностью дальнейшего трудоустройства. Прошли сокращения и на других автозаводах, но в меньших объемах. К примеру, КамАЗ в конце прошлого года снизил численность персонала на 9 тыс. человек. В основном – за счет сокращения незанятых вакансий и вывода работников на пенсию. Реально было уволено 1,5 тыс. человек. «Соллерс» с начала года уволил 1,2 тыс. человек из 31 тыс. работающих на предприятиях группы. «Иж-Авто», первый банкрот в автопроме, сократил весь персонал – 5 тыс. человек.