Ожидалось, что именно в ходе заседания комиссии, которое прошло на самой станции, Ростехнадзор официально объявит о причинах трагедии. Но этого снова не произошло. «Я думаю, что со всей очевидностью рано говорить, что одна конкретная причина послужила началом развития аварии. Причины аварии – это совокупность различных вещей», – заявил Игорь Сечин на брифинге по итогам заседания, прошедшего за закрытыми дверями. В их числе он назвал и реформирование отрасли, в результате которого снизился уровень технологического контроля и пропала координация с «Системным оператором» по режимам нагрузки. И поведение работников станции: в момент аварии одни исполняли свои обязанности, а другие – «садились на машины и спасали себя».
Видимо, чтобы окончательно систематизировать эту «совокупность вещей», Ростехнадзор, обещавший назвать причины аварии в минувший вторник, попросил продлить расследование еще на десять дней. Впрочем, сенсаций от чиновников ожидать не стоит. Глава службы Николай Кутьин в начале текущей недели подтвердил: причины аварии носят технологический характер и связаны «с эксплуатацией второго гидроагрегата». Его ремонтировали в марте, но, как выяснили специалисты Ростехнадзора, на нем не было установлено дублирующих систем питания. Произошла поломка креплений крышки агрегата, между крышкой и камерой рабочего колеса появилась щель, в которую стала выбрасываться под большим напором вода. Ее струя уничтожила специальные щиты в шахте агрегата и разрушила его активные части. Далее произошло замыкание и отключение генератора, после чего динамический удар привел к срыву остальных креплений крышки. И она стала подниматься вверх под давлением воды. К тому же, как отмечал Кутьин, «автоматика вышла из строя и уже не управляла работой станции», а потому авария развивалась стихийно.
Тем не менее ремонт гидроагрегата стихийным не был. По словам Игоря Сечина, его проводило ЗАО «Гидроэнергоремонт», созданное 12 сотрудниками самой станции, в том числе ее главным инженером Алексеем Митрофановым, бывшим гендиректором Николаем Неволько и главным бухгалтером Анной Михайловой. У них, посетовал Сечин, «возникло дополнительное увлечение различными коммерческими проектами», в результате чего было утеряно внимание к технологическому контролю и обеспечению надежности работы станции. Учредители использовали «мошеннически схожее название» с названием одной из «дочек» самой ГЭС (вероятно, с компанией «Саяно-Шушенский гидроремонт», которую возглавлял нынешний гендиректор станции Виталий Кяри) и выигрывали за счет этого тендеры. Митрофанов к тому же был «председателем комиссии, которая осуществляла приемку ремонтных работ», а Михайлова «спокойно перечислила себе деньги за ремонт». Правда, вице-премьер оговорился, что «связь между аварией и этой деятельностью предстоит определить». Но раз маски были сняты, то сделано это было не зря. «Погибли 75 человек, и виновные должны понести наказание. Мы не можем закрывать глаза на гибель людей и на ущерб, который был нанесен стране», – отрезал Сечин. Примечательно, что еще в среду министр энергетики Сергей Шматко не исключил, что виновные в аварии будут подвергнуты уголовному наказанию.
Зато топ-менеджменту «Русгидро» пока, по всей видимости, ничего не угрожает. Сечин, конечно, заявил, что руководство компании «должно было обеспечить технологический контроль», но не сделало этого. Однако никаких кадровых решений объявлять не стал, списав все на Сергея Шматко – председателя совета директоров гидрохолдинга. «У него есть все возможности по повышению квалификации органов управления, и, думаю, эти возможности будут использованы… Меры в отношении руководства „Русгидро” будут приниматься постоянно – и они будут направлены на улучшение», – добавил вице-премьер. Отвечая на вопрос, будет ли уволен и.о. председателя правления компании Василий Зубакин, Сечин отметил, что «он и так исполняющий обязанности» и вообще «сам должен решать, с кем хочет работать». Скорее всего, Зубакина не тронут, уверены наблюдатели: это был бы чересчур театральный, хоть и эффектный жест, совершенно неуместный в сложившихся условиях. Елена Юшкова из «Ак барс финанс» отметила в интервью «Коммерсанту», что «сейчас смена руководителей может привести к рискам, поскольку новым менеджерам придется потратить время на вхождение в курс дела». Такой роскоши государство себе позволить сейчас не может.
Кроме стратегической задачи полного восстановления ГЭС руководству «Русгидро» предстоит реализовать и ряд других приоритетных проектов. Среди них строительство берегового водосброса на Саяно-Шушенской ГЭС. «Это, пожалуй, самый приоритетный объект, который должен быть построен при восстановлении станции. Он обеспечит прохождение паводка. Обращаю внимание как руководства „Русгидро”, так и всех подрядных организаций на строгое соблюдение всех графиков», – сказал Сечин. В минувшую среду на правительственной комиссии по бюджетным проектировкам под руководством премьера Владимира Путина было принято решение о выделении 4,3 млрд рублей на ускорение строительства водосброса (по графику он должен быть введен к 1 июня 2010 года). Сечин также подчеркнул необходимость соблюдения графиков строительства теплового контура вокруг машинного зала ГЭС. «Зима в этом регионе уже начинается. Сейчас каждый день не на нас играет», – сказал вице-премьер.
Кроме того, правительственная комиссия поручила «Русгидро» заменить крепления крышек турбин на всех высоконапорных ГЭС (с максимальным напором 60 метров и выше). Их в России 21, считая Саяно-Шушенскую и недостроенную Богучанскую ГЭС. Из них 15 станций входят в «Русгидро», три принадлежат «Евросибэнерго», по одной – у «Якутскэнерго», ТГК-8 и «Норникеля». Совместно с Минэнерго и Ростехнадзором компании поручено также провести полную дефектоскопию креплений крышек турбин гидростанций с заменой непригодных к использованию, обеспечить наличие источников автономного энергоснабжения для безусловного обеспечения безопасности ГЭС, в том числе с целью проведения аварийно-спасательных работ. Станции предстоит также обеспечить защитными системами и автоматической регистрацией параметров эксплуатируемого оборудования (так называемыми «черными ящиками»). Поручено также провести анализ совместимости устройств регулирования «Системного оператора» с локальными системами управления ГЭС.
Говорилось на заседании комиссии и о восстановлении ГЭС. Как рассказал журналистам глава Минэнерго Сергей Шматко, «Русгидро» может привлечь до 20 млрд рублей на восстановление Саяно-Шушенской ГЭС за счет размещения допэмиссии акций по открытой подписке. При таком объеме государство сохранит контроль в компании, отметил министр. А Сечин добавил, что «Русгидро» может быть привлекательно для инвесторов. Василий Зубакин же отметил, что оставшиеся средства (всего на восстановление может понадобиться около 40 млрд рублей) могут привлекаться и на кредитном рынке. В ходе восстановления ГЭС необходимо будет отремонтировать или заменить все десять гидроагрегатов станции. Срок – до 2014 года. В настоящее время подготовлен план ремонтных работ, согласно которому на первом этапе будут восстановлены четыре гидроагрегата, «повреждения которых не являются необратимыми для ремонта». На втором этапе на станции будут установлены шесть новых гидроагрегатов. «Переговоры ведутся с российскими производителями, проявляют интерес и иностранные», – подчеркнул Сечин. Но в итоговом протоколе комиссии указано, что строить турбины для станции будут «Силовые машины». В компании ранее отмечали, что готовы передать первый агрегат уже в январе 2011 года, а до конца того же года – выпустить шесть агрегатов. Остальное оборудование «Силовые машины» готовы поставить в 2012 году.