Дайте пошаговую инструкцию

22 сентября 2009, 15:07

Сегодня на заседании архитектурно-градостроительного совета Новосибирска обсуждалась концепция развития улично-дорожной сети крупнейшего муниципального образования в стране. Красивые картинки, нарисованные проектировщиками, нескоро обретут реальное воплощение. Вместе с тем, по мнению ученых, если схема дорожного строительства не будет реализована в ближайшие 20 лет, столицу Сибири ждет транспортный коллапс.

Архитектурно-градостроительный совет, как можно понять из его названия, объединяет специалистов в области планирования городского пространства. Возглавляет этот совещательный орган лично мэр Владимир Городецкий. На заседаниях совета рассматриваются только масштабные проекты: здесь их обсуждают и критикуют, а после дорабатывают. Сегодня специалисты Научно-исследовательского и проектного института территориального развития и транспортной инфраструктуры (НИПИ ТРТИ) из Санкт-Петербурга представили на суд градостроительного сообщества Генеральную схему развития улично-дорожной сети Новосибирска, рассчитанную до 2030 года. Документ разработан с учетом положений Геплана развития города, утвержденного в конце 2007 года. Но, как выразился бывший главный архитектор Новосибирска Валерий Арбатский, генсхема «приземляет» эти положения, поскольку включает большой набор непосредственных инвестиционных проектов — от строительства новых улиц до возведения многоуровневых развязок и мостов.

Транспортные проблемы Новосибирска — молодого города, ставшего миллионником за рекордные семь десятилетий и потому лишенного традиционных для городов с длинной историей узких улиц и малоэтажной застройки, — в принципе характерны для многих крупных мегаполисов. Но все-таки имеют свои особенности. Прежде всего в силу ландшафта (многочисленные овраги, речушки, железнодорожные линии и т. д.) и многих других факторов Новосибирск до сих пор не имеет целостной транспортной системы. Его улично-дорожная сеть состоит из отдельных и малосвязанных между собой участков. Практически отсутствуют сквозные направления, пересекающие всю территорию города и обеспечивающие движение как внутригородского, так и внешнего транспорта. Город сильно вытянут вдоль реки, причем по двум берегам, при этом удобных и быстрых дорог для связи периферийных районов с центральной частью здесь нет. Такое положение приводит к изоляции некоторых районов, а также перегружает магистральные трассы. Еще одна проблема — отсутствие системы объездных дорог. Между тем Новосибирск расположен на стыке нескольких федеральных трасс, поэтому фуры и грузовики, идущие, к примеру, из Кемеровской области в Алтайский край, движутся транзитом прямо через Красный проспект. Столица Сибири, несмотря на свой статус, размер и количество населения, обделена скоростными магистралями и искусственными сооружениями (особенно мостами и многоуровневыми развязками).

В последние три года ситуация на дорогах Новосибирска существенно изменилась. Помог «дорожный миллиард», подаренный «Единой Россией» всем городам-миллионникам накануне думских выборов 2007 года. За счет этих средств мэрия смогла начать масштабную реконструкцию улицы Большевистской и продолжающего ее Бердского шоссе — основной магистрали, связывающей правобережные районы с Академгородком. Был реализован и комплекс других инвестпроектов, позволивших разгрузить трассы и улучшить доступность некоторых районов. Тем не менее радикальных изменений пока не произошло. Между тем, по оценке НИПИ ТРТИ, интенсивность движения в городе уже зашкаливает за разумные пределы. И, если положение не изменится, в ближайшие годы город начнет двигаться к транспортному коллапсу. По расчетам питерского института, он наступит к 2030 году.

Бороться за светлое дорожное будущее НИПИ ТРТИ предлагает следующим образом. Прежде всего путем строительства системы объездных дорог (это направление худо-бедно, но реализуется областными властями, поскольку задействует земли региона, а не города), скоростных магистралей и трасс непрерывного движения, 11 новых мостов (в том числе шести — через Обь), а также более семи десятков многоуровневых развязок. При этом авторы Генсхемы признают: нынешние объемы финансирования дорожных работ, хоть существенно и выросшие в последние годы, все же меньше объективной потребности на 40–50%. В кризисное время вряд ли стоит рассчитывать на то, что дороги в далеком от двух столиц Новосибирске начнут прокладывать семимильными шагами. Возможно, именно поэтому представленная Генсхема почти не вызвала нареканий и вопросов. О чем спорить, если не ясны ни объемы финансирования, ни его источники. Именно поэтому мэр Владимир Городецкий попросил разработчиков дать ему пошаговый план: какие проекты из обширного списка нужно реализовать в первую очередь? «До 2030 года 20 лет. Это четыре пятилетки. Скажите мне, вот на предстоящие пять лет, что нужно заложить 20 млрд или 25 млрд рублей на такие-то дороги и развязки. Сейчас необходимо принять выверенные решения по очередности строительства дорожных объектов для того, чтобы принимаемые меры по разгрузке городских магистралей уже в ближайшее время показали свою эффективность», — попросил он ученых.

Тем не менее, как признал Городецкий, четкое понимание того, как стоит развивать улично-дорожную сеть, у властей теперь есть. Решено также дополнить Генсхему разработками по развитию линий скоростного трамвая и метрополитена. В целом это уже прогресс: ведь предыдущая транспортная схема была утверждена в 1968 году, и действовать дальше по этому документу уже давно стало невозможно. Как рассказали специалисты департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии, часть предлагаемых мер уже осуществляется или запланирована на ближайшую перспективу. В частности, это строительство первой очереди третьего автомобильного моста через Обь, двухуровневой транспортной развязки на Южной площади, продолжение некоторых улиц, а также модернизация Бердского шоссе в трассу непрерывного движения.