Прибрать к рукам

23 сентября 2009, 11:48

Мэр Самары Виктор Тархов, в прошлом – топ-менеджер НК ЮКОС, высказал готовность взять «под крыло» еще один муниципалитет губернии – город-спутник областного центра Новокуйбышевск. Это громкое заявление было размещено на сайте администрации города. «Про Новокуйбышевск что думать? Нужно просто посмотреть на карту. Думаю, в будущем это десятый район Самары. Между нашими центрами – 25 верст. А если брать расстояние от улицы Белорусской в Куйбышевском районе до Новокуйбышевска – и вовсе всего 7 км. Проще считаться районом Самары. Я думаю, что и новокуйбышевцы не будут шибко размышлять об этом. Все-таки столичный город – это статус», – рассуждает градоначальник.

Определенная логика в его словах есть. Город-спутник Самары (в советское время – Куйбышева) создан в 1952 году, сегодня в нем проживает более 117,5 тыс. человек. Сейчас доехать из Самары в Новокуйбышевск гораздо проще и быстрее, нежели до поселков Береза и Прибрежный, входящих в состав областного центра, но расположенных примерно в 60 км от основной части столицы региона. Поэтому жители города нередко работают в Самаре. Для самого Тархова Новокуйбышевск – по сути, родной город. Он долгие годы трудился там и до сих пользуется авторитетом, особенно среди жителей среднего и старшего возраста. И если мэр решит выдвигать свою кандидатуру на выборах в октябре 2010 года, они смогут его поддержать. Свою роль в желании Тархова присоединить Новокуйбышевск к Самаре сыграло и то обстоятельство, что спутник – город с развитой нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической промышленностью, а также важный энергетический центр. Здесь расположены Новокуйбышевский нефтехимический комбинат и НПЗ, Самарский завод синтетического спирта, а также ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. Да и кризис затронул Новокуйбышевск не так серьезно, как, к примеру, Тольятти – большинство предприятий города продолжает работу. К тому же несколько лет назад к Новокуйбышевску отошел поселок Гранный, где находятся коттеджи региональной элиты.

Еще один важный момент – возможное объединение Самары и Новокуйбышевска может дать старт и присоединению части Волжского района к областному центру. Этот проект давно обсуждается, но реальных подвижек пока нет. Волжский район как бы охватывает Самару со всех сторон, включает в себя территории коттеджной застройки и много свободных площадей – одним словом, землю, которой сейчас крайне не хватает строительным организациям областной столицы. Получается, что объединение Самары и Новокуйбышевска крайне выгодно Виктору Тархову. Но на пути к этому светлому будущему его ждет множество труднопреодолимых проблем.

Первая из них – нежелание большинства жителей Новокуйбышевска объединяться с Самарой. Сейчас город-спутник – небольшой, компактный и довольно ухоженный город с неплохо развитой инфраструктурой. Самара же печально известна неизбывной грязью и кошмарными дорогами. Поэтому жители Новокуйшевска на сайте города в комментариях на заявление мэра Самары в выражениях не стесняются: «на вилы Тархова», «фтопку! тогда и у нас будут разбитые дороги, грязь на улицах». К тому же положительного опыта по объединению муниципалитетов что в Самарской области, что в соседних регионах не существует. Несколько лет назад прежний губернатор Константин Титов пытался продвинуть объединение Кинеля и Кинельского района и Похвистнева с Похвистневским районом. Несмотря на то что это совсем небольшие муниципалитеты, реакция жителей и руководителей органов местного самоуправления была столь жесткой, что проекты пришлось похоронить. Также в прошлом году аналогичный проект в Чувашии – по объединению Чебоксар и Новочебоксарска (города-спутника) – с треском провалился. Жители оказались против, причем наиболее непримиримую позицию заняли как раз новочебоксарцы.

Но самое главное препятствие для Тархова – его затяжной конфликт с губернатором Самарской области Владимиром Артяковым. Очевидно, что последний не пойдет на укрепление позиций своего главного оппонента. К тому же – члена «Справедливой», а не «Единой России». Споры между главами региона и города разворачиваются крайне серьезные. Так, правительство области прекратило выдавать Самаре трансферты и субсидии. Потери городского бюджета могут составить 519 млн рублей, из них 381 млн был предназначен для ремонта дорог. Причина происходящего – власти губернской столицы превысили установленные объемы расходов на содержание органов местного самоуправления. Так, за период с 2007 по 2009 год рост расходов на содержание органов в Самаре составил 75% (при среднем росте по муниципальным образованиям на 58%). О значительном завышении расходов в самарской мэрии свидетельствует их сравнение, например, с расходами на содержание органов местного самоуправления в автограде Тольятти в расчете на одного жителя: завышение в полтора раза. Виктору Тархову пришлось повиниться перед губернатором и пообещать исправить свои ошибки. Однако реальных причин конфликта это не устранит: губернатор хотел бы полностью поставить областной центр под свой контроль. Мэр, в свою очередь, контроль над городом отдавать не намерен и ищет все новые и новые пути усиления своего влияния.

«Объединение Самары и Новокуйбышевска административно не имеет вообще никакого смысла. Например, если к Самарской области присоединить Пензенскую или Ульяновскую область, жители Самарской области этого просто не заметят. То же самое с Самарой и Новокуйбышевском – это будет незаметно для большего образования. Я плохо себе представляю, как будет давать согласие на это Самарская область, если городом Самарой руководит человек, который несимпатичен, мягко говоря, областному руководству», – заявил корреспонденту ИА «Волга-информ» президент Самарского фонда социальных исследований Владимир Звоновский. Он считает, что «если люди из Новокуйбышевска ездят в Самару на работу и с работы возвращаются обратно к себе в Новокуйбышевск, значит, по сути это один город. А будет Новокуйбышевск в составе Самары или не в составе – дело десятое абсолютно, что от этого изменится, непонятно». А депутат гордумы Новокуйбышевска Александр Гусев полагает, что процесс объединения Самары с городом-спутником вполне реален и может принести много плюсов в развитии обоих муниципалитетов, «но только если речь идет о плотном совместном сотрудничестве двух центров, а не о подчинении одного города другому, так как оба муниципалитета совершенно независимы во всех отношениях, в том числе и в финансовом». По его словам, процесс агломерации Самары и Новокуйбышевска идет постепенно. И это заметно по развитию инфраструктуры, строительству большого количества объектов между городами. «Однако если рассматривать вариант полного объединения двух городов в один мегаполис, то это совсем далекая перспектива», – полагает депутат.