Мост во льду

24 сентября 2009, 10:46

Сегодня на Ямале в торжественной обстановке был введен в эксплуатацию уникальный мостовой переход железной дороги Обская–Бованенково через пойму реки Юрибей – самый протяженный мост в мире, расположенный за Полярным кругом. Магистраль строится для освоения недр полуострова, которое будет вести «Газпром». Неудивительно, что глава монополии Алексей Миллер назвал ее «становым хребтом всей инфраструктуры освоения» Ямала.

Мост через Юрибей – самый сложный и трудный участок железной дороги от станции Обская до Бованенково. В целом длина этой магистрали составит 572 км, в настоящее время уложено 472 км пути. Железная дорога включает пять станций и 12 разъездов, 70 мостов общей длиной более 12 км. Открытие рабочего движения на магистрали запланировано на январь 2010 года, а до станции Карская от Бованенково поезда начнут ходить с сентября будущего года. Запущенный сегодня мост – самый длинный из всех, что будут на магистрали. Его длина составляет почти 4 км. Но даже она не отражает уникальности сооружения: к примеру, мост построен по принципу «одного шарнира» – любая нагрузка, подающаяся на мост через специальную систему креплений, распределяется на всю конструкцию. В связи с беспрецедентными перепадами температур на Ямале (зимой – до минус 60, летом – до плюс 40) длина конструкции мостового перехода может изменяться почти на три метра, однако точный расчет строителей учитывает этот фактор, и конструкция способна выдержать шестикратную нагрузку. Опоры, на которых стоит мост, погружены в вечную мерзлоту, в почву, на 70% состоящую из воды, – мост фактически впаян в «ледяной рассол». Установить опору в специфический ямальский грунт было крайне сложно, и строителям пришлось основывать свою работу на уникальных разработках профильных академических институтов и лабораторий, то есть буквально «сращивать» опоры моста и тундру, доводя степень сцепления практически до естественного состояния – как у дерева с почвой. Опоры были выполнены из металлических труб диаметром 1,2–2,4 метра, забурены в вечную мерзлоту на глубину от 20 до 40 м и заполнены армированным бетоном. Строительство моста к тому же велось без традиционной отсыпки грунта, что позволило сохранить пойму реки практически в первозданном виде.

По словам Алексея Миллера, Ямал в самое ближайшее время станет новым российским районом газодобычи. Как известно, полуостров является регионом стратегических интересов «Газпрома». Выход на Ямал имеет принципиальное значение для обеспечения роста добычи газа в России. Здесь и на прилегающих акваториях открыто 11 газовых и 15 нефтегазоконденсатных месторождений, разведанные и предварительно оцененные (АВС1+С2) запасы газа которых составляют около 16 трлн кубометров, а перспективные и прогнозные (С3-Д3) – около 22 трлн кубов. Запасы конденсата (АВС1) оцениваются в 230,7 млн тонн, нефти – в 291,8 млн тонн. Наиболее значительным по запасам газа (АВС1+С2) месторождением Ямала является Бованенковское – 4,9 трлн кубометров. С него «Газпром» и приступил к покорению полуострова, освоение которого сдерживается суровыми климатическими условиями, отсутствием инфраструктуры и оторванностью от основных рынков. В декабре прошлого года было начато строительство системы магистральных газопроводов (СМГ) Бованенково–Ухта. Ввод же в эксплуатацию первых пусковых комплексов по обустройству сеноман-аптских залежей месторождения и строительству СМГ намечен на III квартал 2012 года. Проектный объем добычи газа на Бованенковском месторождении определен в 115 млрд кубометров в год (в долгосрочной перспективе – до 140 млрд кубов ежегодно).

При этом реализация мегапроекта «Ямал» предусматривает создание масштабной производственной инфраструктуры. Дело в том, что пока доставка значительного объема грузов на полуостров осуществляется морским транспортом только в период летней навигации через порт Харасавэй. Железная дорога Обская–Бованенково позволит круглогодично не только доставлять технику и строительные материалы, но и перевозить с месторождений полуострова жидкие фракции товарной продукции, в частности газовый конденсат.