Губернатор Свердловской области Эдуард Россель заявил на заседании антикризисной комиссии региона о том, что руководство научно-промышленной корпорации «Уралвагонзавод» (УВЗ) не имеет «планов выхода из кризиса». И попросил Минпромторг РФ разобраться в ситуации. В холдинге в ответ отметили, что обвинения властей необоснованны. Наблюдатели напоминают, что губернатор изначально выступал против назначенного весной этого года гендиректором УВЗ Олега Сиенко, сменившего близкого к Росселю Николая Малых. К тому же Сиенко просто не явился на заседание.
Пафос пресс-релиза правительства Среднего Урала бьет наповал: «Ситуация на Уралвагонзаводе волнует всех, кроме, наверное, его непосредственного руководства. Генеральный директор завода Олег Сиенко в очередной раз проигнорировал приглашение губернатора принять участие в рассмотрении ситуации на предприятии». Поэтому с информацией выступал первый вице-премьер регионального правительства, министр промышленности и науки Анатолий Гредин. Общая картина на УВЗ, описанная министром, по раскраске походит на квадрат Малевича. По словам Гредина, на предприятии сокращается все, что только можно. К примеру, если в прошлом году завод выпустил продукции на 52 млрд рублей, то по итогам 2009 года оборот в лучшем случае достигнет 39 млрд. Около 10 тыс. работников завода находятся в вынужденных отпусках (большая часть их занята на общественных работах непосредственно на предприятии), при этом к концу года планируется в целом сокращение численности работающих на 6 тыс. человек (всего на УВЗ устроено более 32 тыс. трудящихся, с членами семей – около 100 тыс. человек). Причем под сокращение попадут не только рабочие, но и сотрудники КБ – интеллектуальная элита «оборонки». Закрывается и корпоративный университет – гордость завода.
Но самое главное: если гособоронзаказ на заводе есть, то вот заказов на гражданскую продукцию нет. В текущем году РЖД заказали УВЗ всего 6 тыс. полувагонов (хотя договор с монополией, заключенный в прошлом году и рассчитанный до 2010 года, предусматривал поставку 40,5 тыс. полувагонов). Заказы на цистерны у завода вроде бы есть, но их выпуск сдерживается из-за отсутствия новой покрасочной линии (которая в 2009 году так и не будет сдана). Производство дорожно-строительной техники остановлено вообще. В общем, по словам первого свердловского вице-премьера, мощности Уралвагонзавода используются менее чем на 50%. «Сегодня главная задача – сохранить завод как единый комплекс, но нынешняя команда руководителей не способна вывести его из кризиса», – констатировал Гредин.
Эдуард Россель, подводя итог обсуждения, напомнил о том, сколько было сделано за 19 лет для сохранения завода. «Это „штучное” предприятие, без него не будет машиностроительной отрасли вообще. Уралвагонзавод может решить любые вопросы, которые ставит государство. Но сегодня мы даже не знаем, какая помощь ему требуется. Генеральный директор не выполняет обещания, которые дает губернатору и полпреду, плана выхода из кризиса нет», – заявил губернатор. И дал поручение подготовить два обращения: одно – на имя министра промышленности и торговли РФ Виктора Христенко, второе – на имя его заместителя и по совместительству председателя совета директоров УВЗ Дениса Мантурова. В них Россель собирается попросить федеральных чиновников «провести на месте разбор ситуации на этом крупнейшем машиностроительном предприятии страны», обеспечивающем 4% валового регионального продукта Свердловской области.
На самом УВЗ сегодня высказали крайнее удивление по поводу всех фактов, названных вчера министром Грединым. «Оценки деятельности корпорации и ее менеджмента руководством Свердловской области продолжают вызывать недоумение. Мы констатируем несоответствие действительности ряда обнародованных накануне на заседании антикризисной комиссии данных», – заявили сегодня в пресс-службе УВЗ. Советник генерального директора НПК «Уралвагонзавод» по внешним связям Евгений Рошков сегодня опроверг журналистам практически все прозвучавшие «обвинения». По его словам, никто не собирается увольнять до конца года 6 тыс. работников, в том числе сотрудников КБ. Напротив, корпорация продолжает отзывать сотрудников из вынужденных отпусков. К концу сентября таковых останется около 8,5 тыс., а до конца года их число еще сократится.
С оценкой о недозагруженности предприятия Рошков также поспорил. Он объяснил, что основная производственная площадка корпорации включает три основных конвейера: спецпродукция, цистерны, а также полувагоны и прочие типы вагонов. Два первых конвейера загружены по состоянию на сентябрь на достаточно высоком уровне, самый проблемный – конвейер полувагонов – работает на 70% возможностей. Да и гендиректор корпорации Олег Сиенко, по словам его советника, отсутствовал на совещании «по уважительной причине, о чем организаторы были предупреждены заранее». «Более того, глава УВЗ накануне присутствовал с докладом на совещании по этому же вопросу у полномочного представителя президента РФ в УрФО, о чем в администрации области не могли не знать. Также хочу отметить, что со стороны УВЗ все необходимые планы и документы были предоставлены в срок», – заключил Рошков.
Наблюдатели напоминают, что Россель планомерно критикует деятельность нынешнего топ-менеджмента УВЗ. Решение о назначении Олега Сиенко гендиректором корпорации было принято в Москве без ведома губернатора и стало для него неприятным известием. Сиенко считается человеком, близким к главе ГК «Ростехнологии» Сергею Чемезову. Тогда как до него УВЗ возглавлял соратник Росселя Николай Малых. Еще весной, комментируя смену руководства в корпорации, губернатор не скрывал своего раздражения и даже сравнил Сиенко с предпринимателем Кахой Бендукидзе, который, по словам Росселя, «развалил» другой гигант машиностроения – Уралмашзавод. В конце августа губернатор сообщал о том, что дал поручение контрольному управлению правительства региона провести проверку деятельности руководства Уралвагонзавода за последнее время. «Просто чтобы оценить, чтобы понять, что там происходит, на этом заводе», – пояснял Эдуард Россель.