Президент России Дмитрий Медведев на большой пресс-конференции в Питтсбурге по итогам своего визита в США, где он принял участие в работе Генассамблеи ООН и саммита G20, вновь поразмышлял о своем «втором сроке», заявил об отказе размещать ракеты класса «Искандер» в Калининградской области и пообещал показать американским студентам Максима Галкина и дуэт «Чай вдвоем».
Текст пресс-конференции опубликован на сайте Кремля. Итоги прошедшего саммита G20 российский президент оценил достаточно высоко. Прежде всего потому, что «принято решение об институционализации самой „двадцатки”, то есть о том, чтобы рассматривать „двадцатку” не в качестве абсолютно кризисной площадки, а в качестве постоянного экономического форума, на котором принимаются важнейшие экономические решения, касающиеся судьбы мировой экономики». При этом Медведев отметил, что стратегии выхода из кризиса пока не создано. «Мы готовим стратегию выхода, но в то же время продолжаем использование мер по стимулированию национальных экономик», – заявил он. И высказал надежду, что к следующей встрече лидеров стран «ситуация будет другой, и вопрос по реализации стратегии выхода уже встанет в повестку дня». Медведев также предложил использовать ООН в качестве «оптимального и самого легитимного инструмента согласования интересов».
Компромиссом, достигнутым в ходе непростых переговоров, Медведев назвал принятое решение о перераспределении квот в Международном валютном фонде и во Всемирном банке. «Кому-то пришлось подвинуться», – отметил президент России, напомнив, что перераспределено 5% голосов в рамках МВФ (Россия, по его словам, изначально предлагала 7%) и 3% в ВБ. Также успехом Медведев считает решение о проведении совместного мониторинга состояния дел в экономиках, о чем он говорил в своем выступлении на недавней конференции в Ярославле и программной статье «Россия, вперед!». «Речь идет о такой ситуации, когда мы все становимся заложниками, допустим, изменения макроэкономических параметров в крупнейших экономиках мира. Для того чтобы чувствовать это заранее, мы должны сами заниматься исследованием дел друг у друга. Это довольно революционное изменение, но в целом на это решение согласились страны „двадцатки”, таким образом, мы будем реализовывать идею совместного мониторинга состояния дел – макроэкономических параметров – в национальных экономиках», – отметил российский лидер. По его мнению, «это позволит создать более эффективную систему раннего предупреждения о возможных кризисах».
Он также напомнил, что в третий раз провел переговоры с президентом США Бараком Обамой. Понятно, что одной из основных тем, которые обсудили два лидера, стал ответ России на отказ США от планов создания третьего позиционного района стратегической противоракетной обороны в Восточной Европе, предполагавших размещение радара в Чехии и десять ракет-перехватчиков в Польше. Напомним, Обама объявил об этом решении накануне встречи в Питтсбурге. После этого в Минобороны РФ не исключали, что Россия откажется от прежде объявленных планов разметить ракеты класса «Искандер» в Калининградской области. «Мы обсуждали и перспективы нашего дальнейшего взаимодействия в свете решения администрации США об отказе от размещения в Восточной Европе противоракетных сил... Это решение открывает новые возможности для создания современной конфигурации противоракетной обороны в интересах всех цивилизованных государств. И у нас, и у американцев есть идеи на сей счет», – отметил Медведев. И тут же заявил, что «с учетом того, что это решение отменено, естественно, я приму решение о неразмещении „Искандера” в соответствующем регионе нашей страны».
Не упустили журналисты возможности снова попытать Медведева темой «второго срока». На встрече со студентами в Питтсбургском университете он уже отвечал на этот вопрос. На пресс-конференции развил тему, снова отметив, что у него никогда «не было сверхъестественных президентских амбиций». «Кстати, по моим скромным наблюдениям, тот человек, у кого есть с самого начала сверхъестественные президентские амбиции, никогда президентом стать не сможет, потому что эти амбиции его сожрут изнутри. Нужно ко всему относиться спокойно», – пошутил Медведев. По его словам, за полтора года работы на посту президента России его представления об этой работе изменились: «Я работал в администрации президента, руководил [предвыборным] штабом президента, то есть я знал, что такое работа президента, но для того, чтобы понять, что на самом деле представляет собой эта работа, нужно побывать в этой шкуре. Это абсолютно очевидно. Могу сказать, что это очень непростая работа, и я думаю, что мне бессмысленно вам здесь доказывать, что необходимость постоянно, что называется, быть „включенным” в работу, это довольно сложная штука. Я пытался когда-то это сравнивать со своими другими государственными должностями, которые я когда-то занимал, и пришел к простому выводу: в любом другом случае, в любой другой должности всегда есть возможность принять такое решение: „В конце концов есть начальник, пусть он и примет финальное решение”. Это, кстати, с точки зрения такого „релакса” довольно полезная вещь: когда ты не можешь решить проблему, в конце концов можно позвонить главному начальнику и сказать: „Рассудите, пожалуйста. Как поступить: так или так?” И он скажет: „Вот так и поступай”. А вот в этой ситуации это невозможно сделать – звонить некому. Поэтому это, конечно, может быть, и мелочь, но тем не менее важная». Но, добавил Медведев, «все это компенсируется тем, что ты занимаешься очень серьезным делом и понимаешь, что от твоих действий зачастую зависит, по сути, успех государства – по самым разным направлениям, начиная от внутриполитических, экономических и заканчивая международными. И это придает силы». Он также отметил, что самый большой плюс в работе президента – «это, наверное, масштаб задач и возможность лично поучаствовать в их решении», а самый большой минус «очевиден: полное отсутствие свободного времени».
Также российский президент пообещал студентке Питтсбургского университета «русских зрелищ». В своей записке девушка написала, что хочет увидеть выступления юмориста Максима Галкина, шоумена Ивана Урганта и реппера Тимати. «А Нетребко или, допустим, Малкина они не хотят видеть?» – спросил Медведев. Но в ответ узнал, что другой девушке очень хочется послушать дуэт «Чай вдвоем». Президент России попросил сотрудников своей администрации зафиксировать эти желания и помочь в их воплощении в реальность.