Ракетные испытания, проведенные на днях Ираном, не должны становиться поводом для обострения вопроса о введении санкций в отношении этой страны, заявил замглавы российского МИДа Сергей Рябков, глава российской делегации на переговорах «шестерки», заседание которой начнется 1 октября. Правда, Рябков признал, что эти испытания отнюдь не служат позитивным аргументом в пользу отмены санкций.
Напомним, накануне проведения заседания «шестерки» международных посредников по ядерной программе ИРИ Тегеран предпринял серию шагов, которые не могут не беспокоить тех, кто занимается вопросами ядерной безопасности.
Так, 21 сентября ИРИ известила МАГАТЭ о планах по открытию еще одного ядерного центра, на сей раз в городе Кум, вдобавок к уже работающему в Натанзе. Как заверил сегодня руководитель иранской ядерной программы Али Акбар Салехи, этот второй завод уже построен. Он находится «внутри горы», неподалеку от военной базы. Иранцы надеются на то, что он будет неплохо защищен от внешних ударов, если таковые состоятся. Салехи уточнил, что в скором времени объект будет открыт для международных наблюдателей ООН, а сейчас ведется согласование дат работы на этом заводе международных инспекций МАГАТЭ. Таким образом, Иран продолжает демонстрировать миру полную транспарентность в сфере мирного атома.
27 и 28 сентября были проведены военные учения Корпуса стражей исламской революции (КСИР) «Маневры Великого Пророка — IV». Было испытано ракетное вооружение: в первый день проведены пуски баллистических ракет малой дальности «Фатех» и «Тондар», а также опробовали системы залпового огня, во второй — испытаны самые мощные баллистические ракеты «Шахаб-3» и «Саджиль», передают российские СМИ со ссылкой на иранские. «Шахаб-3», отметим, позволяет поражать цели на территории Израиля, Малой Азии, Балкан и России, считают эксперты.
На базе ракеты «Шахаб-3» не так давно разработана ракета-носитель «Сафир», способная вывести на орбиту искусственные спутники земли. Один такой спутник был выведен.
Наконец, 29 сентября стало известно, что военный флот Ирана обрел новый корабль с ракетными пусковыми установками. Он был спущен на воду на Каспии. Об этом сообщают иранские СМИ. По их данным, на борту находится более 100 радаров, современные навигационные системы, электронное оборудование, а также телекоммуникационные системы.
Таким образом, накануне 1 октября Тегеран делает все, чтобы продемонстрировать военную и ядерную мощь.
Кроме того, политики страны не устают действовать на дипломатическом фронте. Парламент ИРИ принял сегодня резолюцию по предстоящей встрече «шестерки»: «Намеченные на четверг переговоры — это тест для “шестерки”. Мы поддерживаем эти переговоры. Но мы предупреждаем, что речь идет об историческом шансе, использовав который, можно выйти из тупика и решить проблему. Мы настоятельно советуем “шестерке” воспользоваться этим историческим шансом», — говорится в документе.
Депутат парламента ИРИ, член Комитета по национальной безопасности и внешней политике Мухаммад Карами-Рад сделал сегодня заявление: если заседание «шестерки» закончится безрезультатно, его страна может выйти из договора по ДНЯО (Договор о нераспространении ядерного оружия), передает Bloomberg. В то же время остается неясным, что парламентарий считает безрезультатным завершением переговоров. Кроме того, угроаз выхода из ДНЯО носит характер явного шантажа «шестерки». Выход ИРИ из договора будет означать закрытие его ядерных объектов от наблюдения инспекций.
Иранские политики разных рангов в течение последней недели с разных трибун заявляли, что не намерены обсуждать право ИРИ на обладание ядерной энергией.
В такой ситуации МИД России, ранее относившийся с пониманием к амбициям Ирана, счет необходимым озвучить позицию Москвы на предстоящих переговорах. Сергей Рябков, замглавы МИД РФ, призвал «не поддаваться эмоциям». «Главное — запустить переговорный процесс по иранскому досье», — считают на Смоленской площади. МАГАТЭ должно воспользоваться своими полномочиями, чтобы разобраться в вопросе наличия нового центра по обогащению урана. Таким образом, Россия снова терпеливо будет искать компромисс и сглаживать острые углы.
Напомним, ранее в Нью-Йорке глава МИД РФ Сергей Лавров призвал иранского коллегу Манучехра Моттаки проявить максимум «кооперабельности» в отношениях с МАГАТЭ. По мнению Лаврова, предстоящее заседание «шестерки» обретает «особое значение в связи с появившейся информацией о том, что в Иране строится второй завод по производству низкообогащенного урана». «Мы изложили нашу позицию и призвали (иранских коллег) проявить максимум кооперабельности, с тем чтобы МАГАТЭ могло полностью разобраться с новым объектом и чтобы все вопросы, которые остаются у агентства к Ирану, можно было начать закрывать и тем самым выходить на решение иранской ядерной проблемы, — подвел итоги встречи Лавров. — Исходим из того, что иранская сторона нас услышала и на встрече в Женеве мы будем иметь какой-то результат». К тому же призвал Иран сегодня и генсек ООН Пан Ги Мун. Тегеран должен допустить МАГАТЭ на новый объект и «обеспечить полную прозрачность» своей деятельности. В ответ ИРИ пообещала такой доступ обеспечить.
Иранская сторона выражает сдержанный оптимизм. Как заявил сегодня Али Акбар Джаванфекр, советник иранского президента Махмуда Ахмадинежада по вопросам печати, Тегеран надеется на успех переговоров. «Женевские переговоры между Ираном и мировыми державами, — подчеркнул он, — предоставляют возможность достижения понимания и сотрудничества, основанных на соблюдении правовых норм и стремлении к миру с обеих сторон».