«Я ожидаю, что иранская сторона примет наше предложение провести переговоры и вступить в диалог с целью дипломатического решения ядерного вопроса до того, как Генеральная Ассамблея ООН начнет работу в конце сентября», – заявил политический директор МИД ФРГ Фолькер Штанцель, подводя итоги встречи «шестерки» по иранской ядерной проблеме. Встреча дипломатов (представителей стран-членов СБ ООН и Германии) прошла вчера под Франкфуртом-на-Майне.
Можно не сомневаться, что президент ИРИ Махмуд Ахмадинежад приедет на Генассамблею. Готовность принять участие в этом форуме 24 сентября ООН подтвердили в администрации президента Ирана. Как обычно, Ахмадинежад использует удобный случай изложить свою позицию по ряду международных проблем.
Что касается планов по возобновлению переговоров, то о таких намерениях 1 сентября сообщил главный переговорщик по ядерным проблемам от ИРИ Саид Джалили. Более того, его страна, по его же словам, выработала новый пакет для проведения переговоров. Как пояснил он сам телеканалу Al-Arabiya, его страна «готова к конструктивным переговорам, но отвергает требования остановить или заморозить обогащение урана».
Поскольку такая постановка вопроса не устраивала ранее переговорщиков «шестерки», вчера в Германии они пытались выработать позицию, учитывая новые реалии. Участники встречи также подчеркнули неотъемлемое право Ирана на мирное использование ядерной энергии и необходимость полностью снять имеющиеся на этот счет озабоченности мирового сообщества, говорится в официальном сообщении дипломата из Германии. «Мы также согласились в конечном счете, что снова соберемся на встречу в Нью-Йорке „на полях” Генассамблеи ООН, чтобы вновь рассмотреть развитие событий», – добавил Штанцель. «Мы считаем, что у дипломатического решения есть неплохая перспектива, и этой перспективой надо воспользоваться», – сказал российский представитель на переговорах замглавы МИД РФ Сергей Рябков.
Вместе с тем похоже, что «шестерка» до сего дня не видела нового пакета предложений от Ирана. По крайней мере, верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана вчера признался, что ЕС не получал такого документа. «Если же такой документ действительно представлен, мы его изучим и будем рады обсудить с иранскими официальными лицами», – сообщил он. Пресс-секретарь госдепартамента США Иэн Келли также сообщил, что США не получали документ. Но готовы «рассмотреть любое предложение иранцев серьезно и в духе взаимного уважения».
Напомним, вчерашней встрече «шестерки» предшествовала серия ярких заявлений европейских и иранских политиков, которые во многом проясняют расклад сил накануне запуска нового тура переговоров, который отличается от всех предыдущих тем, что станет первым при новой администрации США.
28 августа Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) опубликовало доклад, в котором отмечается, что Иран отказался выполнить требования Совета Безопасности о прекращении обогащения урана и сотрудничестве с МАГАТЭ. Согласно данным этой организации, с мая 2009 года Тегеран обогащал меньше урана, но увеличил число центрифуг. В то же время глава МАГАТЭ Мохаммед аль-Барадеи назвал иранскую атомную угрозу «раздутой», указав, что нет никаких данных, свидетельствующих о том, что Исламская республика может в скором времени разработать ядерное оружие.
31 августа в Берлине Николя Саркози и Ангела Меркель сошлись во мнении, что пора «надавить на Иран», если он не пойдет на уступки в вопросе ядерной программы. По их мнению, вопрос об ужесточении санкций может быть поднят уже в сентябре.
Напомним, ранее президент США Барак Обама призвал Тегеран до конца сентября ответить на предложение о возобновлении переговоров.
Отметим, в ходе переговоров с Меркель президент Франции сделал заявление, обидевшее персов значительно больше, чем перспективы ужесточения санкций. Припомнив ход президентских выборов в ИРИ и активное сопротивление оппозиции, стремившейся доказать, что выборы были нечестными, Саркози заявил: «Я бы хотел сказать, насколько мы восхищаемся мужеством иранского народа. Я хочу повторить, что он заслуживает лучшего руководства». Президент Франции уличил иранские власти во лжи: «Его (Ирана – „Эксперт Online”) руководители утверждают, что иранская ядерная программа носит мирный характер, а президентские выборы были честными. Интересно, кто им верит?»
Ответ Тегерана последовал незамедлительно. Официальный представитель Министерства иностранных дел ИРИ Хасан Кашкави заявил: «Их высказывания свидетельствуют о том, что они неверно и нереалистично оценивают положение в Иране, и носят характер откровенного вмешательства во внутренние дела других стран».
Далее он обвинил Францию, которая, по его словам, «вступила на экстремистский путь вмешательства во внутренние дела Исламской Республики Иран». И дал собственную оценку ситуации во Франции. И, как обычно, пользуясь случаем, Кашкави добавил, что «использование давно не действующих и не пользующихся доверием мер бойкота никоим образом не поколеблет законные позиции и требования Исламской Республики Иран». Естественно, он имел в виду право ИРИ на мирный атом.
1 сентября Иран дал ответ на предложение Обамы о возобновлении переговоров. Главный переговорщик от ИРИ по ядерным делам Сайед Джалили заявил, что его страна подготовила новый пакет предложений по теме. И сказал, что цель – «реализация принципов справедливости, прогресса и мира на международной арене». Он, в частности, проанализировал причины приостановки переговоров: грузинский кризис, мировой экономический кризис и президентские выборы в США. В начале текущего года от США поступило предложение продолжить переговоры, что было с удовлетворением воспринято Исламской Республикой Иран, сообщил он. Впрочем, в чем суть обновленного пакета предложений, он не сказал. Но нет надежды на то, что Тегеран вдруг решит удовлетворить основное требование «шестерки» – отказ от ядерной программы. Скорее всего, на компромиссы придется идти европейцам и американцам. Идею относительно новых подходов к обсуждению темы подал глава МИД РФ Сергей Лавров. Он уверен, что привлечение ИРИ к сотрудничеству с Европой по проблемам энергетики – лучшее средство.