– Первый вопрос очевиден. Вы депутат Госдумы и, как мы только что слышали, – довольно продвинутый депутат, первый заместитель председателя существенного комитета. Что заставило вас баллотироваться в городскую думу Москвы?
– Наверное, ни для кого не секрет, что выборы в Московскую городскую думу по значимости вторые после выборов в Государственную думу.
– Тогда уж третьи после президентских.
– Президентские вообще стоят особняком – совершенно другая процедура выдвижения кандидатов и совершенно другой масштаб. А в данном случае идет соревнование непосредственно партий и партийных платформ, и в том числе выборы по одномандатным избирательным округам. В Москве проживает более 10 млн граждан. На сегодняшний день это самый продвинутый город с точки зрения экономического развития и с точки зрения научного и культурного потенциала. Поэтому, безусловно, участие в таких выборах очень значимо для любой партии.
– Для партии – да, но я спрашиваю персонально вас. Вы собираетесь поменять мандат депутата Госдумы на мандат депутата Московской думы?
– На сегодняшний день мы выбираем, мы идем командой. Команда единороссов состоит из 70 человек, во главе ее сопредседатель партии «Единая Россия», мэр Москвы Юрий Лужков. Другие партийные списки также возглавляют либо их руководители, либо первые заместители. Это люди, которые часто занимают государственные и федеральные должности.
– Жириновский точно не пойдет в Московскую думу.
– Может быть, и нет, кто знает.
– Называю первые попавшиеся имена. Господин Митрохин из «Яблока», может, пойдет. Госпожа Хованская из «Справедливой России», может, пойдет. У вас нет таких планов?
– Список «Единой России» включает в себя представителей разных уровней власти. Например, список «Единой России» по Юго-Западному избирательному округу, который я возглавляю, состоит из трех депутатов. Это депутат муниципального собрания, действующий депутат Московской городской думы и я как депутат Федерального собрания.
– То есть это, скорее, показуха. Это не перечень людей, который пойдут работать.
– Мне кажется, что это командная игра.
– Да-да, но просто разговоров о «паровозах» столько было, и они всем так надоели, что их повторять неинтересно.
– В любой избирательной кампании всегда есть интрига. Давайте доживем до 11-го числа, увидим результат, а дальше уже посмотрим, кто и где будет работать.
– Готовясь к нашему сегодняшнему разговору, я просматривал разные материалы. Например, зарплата у депутата Мосгордумы больше, чем у депутата Госдумы, привилегий больше, возможности продвинуть поправку гораздо больше, чем в Госдуме. То есть начинается серьезное обсуждение среди заинтересованных людей. Вы в нем участвовать не хотите?
– Я начинал свою общественно-политическую деятельность как депутат Московской городской думы. Я два года отработал рядовым депутатом. Хочу, кстати, заметить, что вне зависимости от занимаемой должности все депутаты Государственной думы по статусу равны.
– Но некоторые равнее других, мы же понимаем.
– Все это очень условно. В Государственной думе есть очень эффективные депутаты. Например, депутат Бурыкина. Она является председателем подкомитета. Даже не председателем комитета и не заместителем, но, несмотря на это, ее эффективность чрезвычайно высока. И таких примеров я могу привести очень много. Мне кажется, нужно смотреть на результат.
– Какого результата хочет для себя «Единая Россия» в Москве?
– Задача, которая стоит перед нами, кандидатами, – подтвердить тот результат, который был в 2005 году. Тогда у нас было 28 мандатов из 35 – подавляющее преимущество.
– Если я правильно помню, в 2005 году была некоторая пародия на борьбу, потому что было соглашение между партиями. Все ведущие партии в Москве заключили пакетное соглашение о том, каких результатов они хотят и как они друг другу мешать не будут.
– Думаю, что вы несколько ошибаетесь. Во-первых, впервые в 2005 году в московский парламент попали коммунисты, а до этого там не было ни одного депутата-коммуниста.
– Но соглашение между «Единой Россией», «Яблоком», еще кем-то было же?
– Нет, никакого соглашения не было, а было единое движение против. Если вы помните, тогда еще на выборах принимала участие в прошлом партия «Родина», которая достаточно агрессивно вела свою избирательную кампанию. И, наверное, вы помните те ролики, за которые она в дальнейшем была снята. Так вот именно эти партии договорились о том, что в своей избирательной кампании они не допускают никакого черного пиара. О других соглашениях я не знаю.
– Значит, вы хотите получить те же самые 4/5? Ну, плюс-минус.
– Несколько изменилась система выборов. На сегодняшний день 17 депутатов избираются по одномандатным округам.
– А какая разница, откуда получатся места для партий, – по одномандатным или по списку?
– По спискам их 18. Раньше было 15 по одномандатным округам и 20 по партийным спискам. То есть изменилась пропорция, это первое. Во-вторых, изменен порог. Если на выборах 2005 года был порог 10%, то сегодня этот порог общероссийский – 7%. Напомню, что ЛДПР немного не дотянула до порога 10%. По-моему, они набрали 8% с небольшим и, соответственно, мандата не получили. Поэтому сегодня, конечно, борьба будет наиболее конкурентной, может быть, где-то жесткой, и, мне кажется, что это хорошо.
– У вас есть планы более активно участвовать (в отличие от федеральных выборов) в открытых дебатах, в публичных, в телевизионных?
– Пожалуйста, приглашайте, но в данном случае мы ограничены законом. На это установлено определенное время. В каком виде каналы предложат участие кандидатов – будут ли это дебаты либо, скажем, представления программ и представления партий, – мне пока непонятно. И мы уже сегодня как фракция «Единая Россия» в Государственной думе и как партия «Единая Россия» активно участвуем в дебатах. И с нашими оппонентами из «Справедливой России», и с коммунистами.
– Будет очень интересно посмотреть. Тем более что это первые шаги, которые даже не открывают, а предваряют кампанию. Она же еще не началась.
– Фактически началась.
– Ну, фактически она никогда не прекращается.
– Да, совершенно верно. Но, кроме этого, партии определили своих кандидатов и поделили свои места.
– Эту самую электоральную кампанию «Единая Россия» проводит, на мой взгляд, удивительно оригинально. Я не помню, чтобы партия, рассчитывающая на подавляющую победу, начала с того, что сильно расстроила избирателей. Ведь как раз накануне объявления списков доброе московское правительство выступило с замечательной инициативой: гражданам либо ободрать все тарелки, кондиционеры и остекленные балконы, либо сильно за них заплатить. Чем, в сущности, огорчили 99% электората. Вы это зачем сделали?
– Для этого и нужна Московская городская дума, чтобы чрезмерное рвение наших чиновников из исполнительной власти, может быть, иногда и притормаживать.
– Владимир Сергеевич, получится некое раздвоение личности. Главный чиновник исполнительной власти у вас во главе списка.
– Никакого раздвоения личности здесь нет. И, безусловно, Юрий Михайлович возглавляет не только наш список, но и московское правительство. Но при этом многие чиновники рангом пониже пытаются проявить некоторую прыть. И иногда их нужно в этом останавливать.
– Вы считаете, что это не дошло до внимания Юрия Михайловича?
– Я не услышал логики в ваших словах. Если мы с вами говорим о том, что мы должны бороться за внешний облик города, то вполне естественно, что все электроприборы, которые находятся на наших фасадах, должны либо располагаться в специально отведенных местах, либо быть ликвидированы. Либо внешний вид, либо деньги. Это разные вещи. Поэтому если нас интересуют деньги, то надо тогда об этом открыто сказать.
– Секундочку, вас сейчас интересуют голоса избирателей. Вас сейчас интересует не внешний вид фасадов, не три рубля, которые вы сдерете за то, чтобы не убивать остекление на балконе, вас интересует, чтобы за вас проголосовали. Вы сделали первым шагом то, чтобы этого не было.
– Вы уже в рамках нашей сегодняшней передачи сформировали наказ избирателя, который мы должны будем исполнять. Не допустить чиновничьего произвола. Хочу вам заметить, что, избираясь в 2005 году, «Единая Россия» сформировала весь список наказов избирателей, и выполнение по этому списку достигло практически 90%, что достигает уровня исполнения в лучшие советские времена. Там тоже выполнение наказов избирателей было за 90%. И хочу сказать, что та программа, которая была выдвинута, практически за четыре года выполнена.
– Возникает вопрос тогда ровно один: почему же в этом городе жить все менее и менее уютно. Я вам говорю как представитель вымирающего племени: я коренной москвич. И я вижу, что как-то все кислее и кислее. Это неправда? У меня ложное ощущение?
– Я родился в Подмосковье, всю свою сознательную жизнь проживаю и работаю в Москве. Хочу вам сказать, что, безусловно, количество жителей Москвы стало гораздо больше. Ширится жилищная застройка, растет автомобилизация граждан города Москвы значительными темпами. Поэтому, безусловно, те планы, которые принимались в СССР, – ни сталинский, ни брежневский Генплан – не предусматривали, например, тех же подземных парковок, которые должны были, по идее, строиться в наших многоэтажных домах. Поэтому есть, конечно, проблемы и с паркингом, с трафиком. В общем-то, только слепой может этого не замечать.
– Но тот же брежневский Генплан, который вы сейчас справедливо покритиковали за то, что в нем не было реалий нынешнего дня, предусматривал хордовые магистрали, которые должны были облегчить положение с трафиком в центре. При ныне действующем московском правительстве все места, которые были запасены для хорд, застроили.
– Вы прекрасно знаете, что у нас вся власть поделена на местную, региональную и федеральную. У каждого уровня власти есть свой бюджет. Если брежневский план предусматривал строительство хордовых развязок и хордовых магистралей из бюджета СССР, то сегодня Москва из своего бюджета финансирует дорожное строительство. 50% московского бюджета – это социально направленные выплаты. Это поддержка бюджетной сферы и социальной сферы, а также поддержка пенсионеров. Около 20% направлено на развитие наших магистралей. Это не только автомобильные магистрали, но и строительство линий метрополитена. И каждый год мы с вами вводим по новой станции метро. Да, безусловно, мы отстаем во многом, но, опять же, только слепой может не заметить, что дорожное строительство ведется.
– Уже почти достроили 16-рядную магистраль, которая будет упираться в Кремль. При этом развязок, которые нужны Москве, переездов под или над железными дорогами, рассекающими ее, как свадебный пирог на кусочки, мы не делаем.
– Хочу вам возразить: к Дню города как раз вводится новая магистраль, которая проходит над железной дорогой в Восточном округе. Вы, кстати, присутствовали на обсуждении нового Генерального плана?
– Мне рассказывали. На вашем же сегодняшнем месте сидел один из главных разработчиков Генплана. Мы активно все это обсуждали. Там своеобразная логика, очень интересная. Но его вам представляет действующее московское правительство, его руководитель возглавляет ваш список, то есть вы его поддерживаете. Вы считаете, что он действует правильно в смысле транспортной проблемы Москвы.
– Действия московского мэра сегодня поддерживает подавляющее большинство москвичей – это первое. Безусловно, есть люди, которые недовольны этой политикой, недовольны этими проектами.
– А вы?
– Я поддерживаю те планы, которые мы реализуем. Более того, я в данном случае считаю важным выступать с конструктивной критикой. И если что-то меня не устраивает, то в рамках и партийной организации, и нашего общения с мэром мы всю эту критику, которая поступает к нам, кстати, от наших избирателей, высказываем. И, поверьте мне, мэр достаточно быстро и резко реагирует на эти пожелания.
– Когда вы будете вести свою избирательную кампанию, которая, повторяю, официально пока не началась, с какими прорывными предложениями вы намерены выступить? Помимо того, что говорится всегда, что вы за все хорошее, против всего плохого, – это нормально, так все говорят. Что вы скажете нового?
– Для вас, наверное, не секрет, что в мире бушует экономический кризис. Думаю, что многие работники вашего уважаемого телеканала тоже это почувствовали на себе. И думаю, что, наверное, не до конца еще с вами по заработной плате расплатились.
– Нет, ну дело поправляется в этом смысле.
– Но все-таки есть задолженность.
– Боюсь соврать. По-моему, какая-то минимальная есть.
– Ну вот видите, а в московской бюджетной сфере ее нет. И это несмотря на то, что московский бюджет текущего и следующего года сокращен примерно на 20%. Но при этом ни один социальный проект, ни одна социальная программа не сокращены. И, наверное, сохранение социальной направленности московского бюджета – это основа. Давайте посмотрим, что сделано. Сегодня уровень заработной платы учителя и врача в Москве, в московских поликлиниках и школах, отличается от того уровня, который был четыре года назад, примерно в четыре раза. Это первое. Второе: мы добились того, что минимальный уровень заработной платы на московских предприятиях сегодня превышает в полтора раза прожиточный минимум в Москве. И средняя заработная плата по Москве даже в кризисных условиях составляет около 27-28 тысяч рублей.
– Владимир Сергеевич, это все очень эффектные цифры. Я совершенно разделяю вашу удовлетворенность этими цифрами. Беда вот какая: чтобы их оценить в должной мере, надо сопоставлять их с бюджетной обеспеченностью москвича. Бюджетная обеспеченность москвича выше, чем, допустим, у жителя Хабаровска или Вологды, в разы. Поэтому естественно, что зарплата бюджетников выше, чем в Вологде или в Омске. Это хорошо, что это так, но это нормально, тут нет шедевра.
– Есть регионы, например Ненецкий округ, где бюджетная обеспеченность человека гораздо выше, чем в Москве. Но, несмотря на это, уровень жизни гражданина там, значительно отличается от уровня жизни москвича в худшую сторону. И именно поэтому, превозмогая все сложности и трудности нашего с вами бытия, мы продолжаем жить в Москве, трудиться и делаем это с удовольствием.
– Значит, никаких особенных новшеств не будет.
– Да нет, конечно же, будут. Но вы оставьте все-таки небольшие сюрпризы для самой избирательной кампании.
– Тогда скажите, пожалуйста, если в результате всех событий вы бы оказались в Мосгордуме, чем бы вы лично занялись, что вам там было бы интересно?
– Прежде всего, конечно, это вопросы экономики и развития производства и, безусловно, развитие малого предпринимательства. Я хочу сказать, что в Москве развитие малого предпринимательства находится на достаточно высоком уровне. И московское правительство, Московская городская дума принимают много решений в поддержку предпринимателя. Хочу сказать, что, например, Москва – единственный регион, который с 1 января 2009 года для субъектов малого предпринимательства, арендующих городские нежилые помещения, предоставил льготу и установил единую норму размера арендной платы в размере 1 тысячи рублей за 1 квадратный метр в год. Это единственный регион, который пошел на такой шаг. Это существенная поддержка тех малых предприятий, которые у нас есть. В то же время хотя Москва – один из наиболее продвинутых городов и развитых с точки зрения промышленного производства, но и по падению производства Москва и Санкт-Петербург по сравнению со всей остальной Россией на первом месте. В Москве по итогам полугодия примерно 30-процентное падение. И это огромная проблема.
– Есть какие-то особенности борьбы с кризисом именно в нашем мегаполисе?
– Да, конечно. И прежде всего не допустить массовых увольнений людей. В Москве, несмотря на то что большой объем предложений, очень диверсифицированный рынок труда. Но при этом найти квалифицированного работника и, соответственно, гражданину найти работу по душе очень и очень непросто. Мы запустили программу во фракции в партии «Единая Россия» – проект «Вместе» называется. Это проект по трудоустройству для «белых воротничков», которые потеряли свою работу. И проект активно развивается. Мы создали базу данных – около 85 тысяч вакансий. И активно продвигаем вот эти вакансии. Многие люди находят работу.
– И сколько вы трудоустроили?
– Проект мы запустили в марте, и уже в апреле мы получили почти 2 тысячи человек трудоустроившихся. И сегодня есть положительная динамика – примерно 15-20% прирост.
– Ждете ли вы существенной конкуренции от других партий?
– Безусловно. Мы не расслабляемся.
– От каких прежде всего?
– От всех. С учетом того, что мы партия большинства, мы партия Путина, действительно к нам требования со стороны избирателей повышены. И мы, безусловно, очень взвешенно подходим к тем обещаниям, которые даем, и будем реализовывать их в ходе работы будущего состава Московской городской думы.