До сих пор понятие банкротства оказывалось в центре внимания граждан только в контексте неплатежеспособности компаний, то есть юридических лиц. Однако на днях Минэкономразвития доработало и направило на заключение в Минюст проект закона «О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника», который направлен на более детальное, чем это было до сих пор, регулирование института несостоятельности лица физического. Одновременно правительство РФ предлагает принять ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие федерального закона „О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника”», которым вносятся изменения в законы, соответствующие проекту.
Сразу отметим, что проект уравнивает порядок признания банкротом и гражданина, не занимающегося предпринимательской деятельностью, и индивидуального предпринимателя – в том числе по основаниям, признакам и последствиям такого признания (в отличие от главы X действующего ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Это несомненное достоинство проекта, так как регистрация в качестве ИП еще не означает фактического ведения коммерческой деятельности. Более того: проект вводит запрет на регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя в период конкурсного производства (п. 4 ст. 35 проекта).
В первую очередь изменились признаки, которые позволяют обратиться с заявлением о признании гражданина банкротом. Сегодня для гражданина этими признаками являются превышение суммы обязательств стоимости имущества и просрочка исполнения обязательства в течение трех месяцев (неоплатность), а для предпринимателя – неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (неплатежеспособность) – пункт 1 статьи 3, статья 214 закона о банкротстве.
Проект же четко говорит о сумме долга – не менее чем 50 000 рублей – и неисполнении денежных требований в установленный срок. Также предусмотрена другая ситуация: заявление самого должника при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить требования кредиторов и (или) налоговой инспекции (п. 3 ст. 9, п. 3 ст. 10 проекта).
Банкротство – дорогое удовольствие
Деньги нужны, даже если хочешь стать банкротом. Проект вводит серьезное ограничительное условие для заявителя-должника: обращаясь с заявлением о признании себя банкротом, он должен будет внести на депозитный счет арбитражного суда сумму, равную вознаграждению арбитражного управляющего за два месяца и затратам на опубликование объявления о банкротстве, – пункт 4 статьи 10, пункт 5 статьи 15 проекта. Как рассчитывается эта сумма: два ежемесячных вознаграждения конкурсного управляющего, согласно обсуждаемому здесь проекту, составят два раза по 10 000 рублей, то есть 20 000 рублей за два месяца, плюс расходы на публикацию объявления – минимум 4000 рублей (по расценкам ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом», являющегося редакцией и издателем газеты «Коммерсантъ» и в 2008 году получившего статус официального издания для публикации сведений, предусмотренных федеральным законом РФ «О несостоятельности (банкротстве)»). В итоге получается 24 000 рублей, которые надо внести на депозит суда должнику, чтобы у него взяли заявление.Если вычесть эту сумму из 50 000 рублей (минимальная сумма долга, необходимая для начала процедуры банкротства), то получается, что необходимо говорить о реальном пороге-минимуме платежеспособности гражданина – 26 000 рублей, просроченных хотя бы на день. Заметим, что юридическое лицо в аналогичном случае ничего на депозит не вносит. А вот гражданину, получается, не верят, что у него будет через месяц или год достаточно денег на судебные расходы!
В случае если заявление о банкротстве подает не должник, а кредитор или налоговый орган – условия совсем иные: 50 000 рублей, при этом для признания должника неплатежеспособным период просрочки должен составить не менее шести месяцев (п. 2 ст. 3 проекта).
Ясности нет
На обозначенных новым проектом деталях процедур банкротства хочется остановиться подробнее. Проект предусматривает для физических лиц конкурсное производство на срок до шести месяцев с возможностью продления срока еще на полгода. Однако эта процедура имеет иное значение, нежели для юридических лиц, и примерно соответствует стадии наблюдения для организаций. Финалом стадии конкурсного производства является анализ финансового состояния должника и протокол собрания кредиторов, которые рассмотрели план реструктуризации долгов (п. 5 ст. 16 проекта).Проект предусматривает реструктуризацию долгов на срок до пяти лет – в том случае, если суд посчитает, что возможно восстановить платежеспособность должника. Отметим, что формулировка возможности продления срока реструктуризации еще на пять лет (абз. 1 п. 6 ст. 25 проекта) крайне туманна и допускает неоднозначное толкование, а срок необоснованно велик. Задолженность погашается в соответствии с планом реструктуризации долгов. Обратим внимание кредиторов, что на сумму задолженности начисляются проценты в размере одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 2 ст. 23 проекта). Если план не исполняется, по ходатайству конкурсного кредитора или налоговой инспекции он может быть отменен судом (ст. 28 проекта).
Если суд установит нарушение должником закона и не найдет оснований для реализации плана реструктуризации долгов, то он выносит решение о признании должника банкротом.
Алиментщиков и правонарушителей просят не беспокоиться
Порядок продажи имущества должника и очередность удовлетворения требований кредиторов, в том числе права залоговых кредиторов, не новы (ст. 31, 32 проекта). Необходимо отметить, что, как и в действующем законе, признание должника банкротом не освобождает его от обязательств по требованиям кредиторов, неразрывно связанным с личностью кредитора, даже если кредитор их не заявил (п. 2 ст. 212 закона о банкротстве, п. 3 ст. 33 проекта). Речь идет, например, об алиментах, о возмещении вреда здоровью и пр.Это очень важный момент для тех, кто, может быть, в будущем вознамерится воспользоваться новым законом и освободиться от такого рода обязательств. Так вот, алиментщиков просят не беспокоиться – этот закон писан не про них!
Существенным снижением размера погашаемого долга будет являться отказ от капитализации повременных платежей по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью (п. 1 ст. 135 закона о банкротстве, п. 3 ст. 32 проекта). Капитализация, заметим, останется только для юридических лиц.
Проект предпринял попытку защитить кредиторов посредством включения в конкурсную массу некоторых видов имущества супруга должника (п. 3 ст. 30 проекта). В документе этот момент сформулирован тоже недостаточно подробно и однозначно и, мы надеемся, еще будет доработан.
Новым последствием является запрет должнику обращаться в кредитные организации за получением кредита без указания на свое банкротство в течение пяти лет с момента признания его банкротом (п. 1 ст. 35 проекта).
Сомнительный «подарок» банкам
Оценивая проект в целом, отметим, что процедура теперь действительно детально прописана, в том числе в части условий обращения с заявлением. А права кредиторов процедурно теперь существенно лучше защищены. Это дает основания полагать, что заявления последуют в первую очередь от налоговой инспекции.Что касается самих должников, то, как мы уже сказали, проект не освободит их от наиболее распространенных обязательств: алименты, компенсация вреда, причиненного жизни и здоровью и т. д., то есть проект наиболее интересен должникам по налогам, ипотечным и потребительским кредитам. Последствия признания гражданина банкротом не столь существенны для лиц, ставших банкротами по иным основаниям, нежели кредитный договор (фактическая невозможность получить новый кредит).
Значительную роль играет кредитная история должника, которая является для суда обязательным аргументом в оценке его добросовестности (п. 4 ст. 15, ст. 19 проекта). Возможно увеличение числа невозвращенных кредитов гражданами-заемщиками. Если сегодня для обращения в суд должник должен хотя бы собрать информацию о своем имуществе, то проект требует только внесения денежной суммы на депозит суда. Таким образом, проект потворствует должнику – недобросовестному заемщику. И как это отразится на деятельности наших кредитных организаций – можно легко предположить. Не самый лучший подарок банкам от законодателей в период финансовой нестабильности! Логично предположить, что банки будут жестче проверять должников, быстро освоят технологию сбора доказательств сокрытия имущества, и количество дел о фиктивных и преднамеренных банкротствах граждан резко возрастет.