Покинули корабль

7 сентября 2009, 17:20

Совет директоров «Амтел-Фредештайн» (компания, управляющая российскими активами российско-голландского шинного холдинга Amtel-Vredestein NV) удовлетворил просьбу Петра Золотарева об освобождении от обязанностей генерального директора. Об этом говорится в официальном сообщении компании. Также принята отставка финансового директора Вадима Песочинского. В течение десяти дней топ-менеджеры остаются в «Амтел-Фредештайн» для передачи дел. Управление компанией временно перейдет к консультативному комитету, который возглавили Игорь Литвак и Алексей Шавров, управляющие директора А1 (инвестиционное подразделение «Альфа-групп»).

Накануне этого Петр Золотарев был также исключен из совета директоров головной компании шинного холдинга – Amtel-Vredestein NV (AV). Кроме того, источники в компании сообщают, что ее покинул и заместитель гендиректора по корпоративному развитию и реструктуризации Николай Халько.

Золотарев возглавил Amtel в июне 2007 года, перейдя на эту должность из холдинга «Русские машины» Олега Дерипаски. Одновременно с Золотаревым другую ключевую позицию – финансового директора – занял Песочинский, работавший с Золотаревым в ЗАО ЮКОС-РМ. С этим тандемом акционеры связывали надежды на финансовое оздоровление компании, которому к тому же благоприятствовал автомобильный бум в России. Однако исходные данные, в которых очутился холдинг, видимо, оказались не под силу новым управленцам. Уже в 2006 году чистый убыток Amtel-Vredestein по МСФО составлял 5 млн долларов, а общий долг – 680 млн долларов, что уже тогда было сопоставимо со стоимостью активов компании. Сложно сказать, насколько это было обусловлено тактическими ошибками прежнего главы компании Алексея Гурина, который одновременно выполнял функции и генерального, и финансового директора Amtel. Скорее, стратегическая ошибка заключалась в том, что темпы роста производственных мощностей холдинга значительно опередили темпы продаж его продукции. По крайней мере, основатель Amtel-Vredestein – индийский предприниматель Судхир Гупта – именно в тот момент решил продать свое детище и покинул совет директоров AV.

Где-то с год Петру Золотареву еще удавалось поддерживать работу Amtel в России, в том числе и из-за того, что нефтехимический холдинг СИБУР несколько раз шел навстречу шинникам и поставлял сырье для них в кредит. Но ему так и не удалось запустить в работу практически готовый новый шинный комплекс по выпуску наиболее востребованных рынком легковых шин класса премиум «Воронеж-2» на Воронежском шинном заводе и наладить крупные поставки шин второго стратегического актива – Кировского шинного завода – на поволжские автосборочные заводы. Но самая большая неудача ушедших российских топ-менеджеров Amtel-Vredestein – они не смогли организовать объединение AV с СИБУРом, которое бы вдохнуло вторую жизнь в Воронежский и Кировский заводы. На протяжении последнего года СИБУР дважды предлагал разные схемы такого объединения под главенством российской нефтехимической компании. Однако сначала сам Amtel не смог (или не захотел) провести такое объединение через процедуру выпуска дополнительной эмиссии своих акций, а затем против создания крупнейшего восточноевропейского шинного холдинга выступил один из главных кредиторов AV – российский Сбербанк (у него в залоге и находится уже упоминавшийся шинный комплекс «Воронеж-2»). Свою позицию Сбербанк никак по этому поводу не комментирует, но известно, что заложенные у него шинные активы по весне активно сватались другим игрокам отрасли, в том числе совместному предприятию итальянского концерна Pirelli и госкорпорации «Ростехнологии».

Поэтому летом нынешнего года «Амтел-Фредештайн» и его дочерние компании – «Амтел-Черноземье», «Амтел-Поволжье» и сбытовая сеть АВ-ТО – подали иски о собственном банкротстве. На данный момент в них введено временное управление, и решается вопрос о том, продавать ли предприятия целиком или, как требуют кредиторы, по частям. Претенденты на имущество все те же – банки-кредиторы и нефтехимический холдинг СИБУР, который за два года «вырос» до второго по величине кредитора «Амтел-Фредештайн».