На полных парах

8 сентября 2009, 17:21

РЖД планирует в середине декабря нынешнего года открыть рабочее движение по новому железнодорожному участку Яйва—Соликамск в Пермском крае в обход района техногенной аварии на руднике «Уралкалия» в Березниках. Об этом сообщает пресс-служба госмонополии. По словам первого вице-президента РЖД Вадима Морозова, строительные работы идут по графику: уже уложены рельсы на половине 53−километрового участка, активно ведутся работы по установке опор контактной сети, укладке кабелей для систем сигнализации и связи, автоблокировки.

В этом году, по сообщению РЖД, объем инвестиций в этот проект составит 8,2 млрд рублей, из которых 6 млрд выделены РЖД из федерального бюджета с внесением в уставный капитал, а остальное — собственные средства транспортной монополии. Это даст возможность в конце года запустить движение грузовых поездов на этом участке. Второй этап проекта будет реализован в следующем году, когда произойдет примыкание станции Березники к новой ветке и дальнейшее развитие линейных станций. Планируется, что после завершения второй очереди строительства на участке начнут курсировать и пассажирские поезда.

Стоимость второго этапа и источники его финансирования пока не называются. Однако, судя по логике развития событий, часть платы могут опять возложить на «Уралкалий», на Первом руднике (БКПРУ-1) которого осенью 2006 года и случилась авария, приведшая к проседанию грунта и создавшая угрозу жителям Березников, а также целостности железнодорожных и энергетических коммуникаций. После этого чрезвычайного происшествия местным властям пришлось переселить часть жителей Березников, РЖД — построить две обходные железнодорожные ветки, а «КЭС-холдингу» — перенести часть энергетических коммуникаций ТЭЦ-10. Однако провал в районе аварии продолжала расширяться до конца 2008 года. В конце концов по инициативе вице-премьера Игоря Сечина в ноябре прошлого года была образована новая правительственная комиссия по расследованию причин аварии на БКПРУ-1, которая в конце января объявила: «Уралкалий» не проявлял должного усердия в предотвращении аварии. С другой стороны, были причины и геологического характера—аномальное строение соляной толщи и т.д. Согласно статье 77 ФЗ «О защите окружающей среды» убытки от аварий должен был возмещать недропользователь. Но никто не мог определить, какая часть убытков относится к геологическим факторам, а какая –к техногенным, а также сколько еще средств пойдет на компенсацию последствий аварии. К моменту составления акта уже было потрачено 3,1 млрд рублей из бюджетов разных уровней за переселение жителей Березников и строительство 850−метровой обходной железнодорожной ветки. Эти деньги обязался заплатить «Уракалий».

Однако в начале февраля правительственная комиссия на своем выездном заседании в Березниках приняла принципиальное решение приостановить строительство третьей обходной временной железнодорожной ветки длиной 2,5 км и решить проблему кардинально — активизировать работы по строительству 53−километрового железнодорожного участка, обходящего стороной все шахтные поля химического объединения. На тот момент общие затраты на этот проект оценивались в 12,33 млрд рублей, и с учетом всех источников, по словам Вадима Морозова, не хватало «примерно 4 млрд рублей».

Искать эти деньги долго не пришлось. «Уралкалий» сообщил, что готов добровольно софинансировать строительство 53−километрового железнодорожного участка Яйва—Соликамск. Об этом в марте нынешнего года тогда еще президент «Уралкалия» Анатолий Лебедев заявил на правительственном совещании под председательством министра финансов Алексея Кудрина, посвященном финансированию расходов, связанных с ликвидацией последствий на БКПРУ-1. А в апреле выяснилась и сумма «добровольности». В отчете по МСФО за прошлый год «Уралкалий» указал, что перечислит непосредственно в федеральный бюджет 5 млрд рублей на финансирование дефицита строительства 53−километрового железнодорожного пути, обходящие все шахтные поля объединения. 1 млрд добровольно дал «Сильвинит», так как дорога обходит всё шахтное поле калийных месторождений, принадлежащих «Уралкалию», «Сильвиниту», «Акрону» и др. «Уралкалий»также напрямую компенсирует федеральному бюджету расходы в размере 454 млн рублей, направленных РЖД на строительство 6−километрового обходного железнодорожного пути и 36 млн рублей муниципальному бюджету города Березники. Для этого ею был создан по итогам работы прошлого года денежный резерв в размере 7,8 млрд рублей.

Казалось бы, все просто и понятно. 6 млрд рублей федеральных денег, направленных на эту железнодорожную стройку в этом году, по сути, на четыре пятых состоят из денег «Уралкалия». Они к концу года закончатся, и на следующий год опять потребуются еще 4 млрд, чтобы завершить этот проект. В условиях сжатия федерального бюджета и бюджета РЖД у федеральных чиновников может появиться соблазн вновь «потрясти» одного из крупнейших производителей минеральных удобрений. Ведь точная цифра ущерба от аварии на БКПРУ-1 так и не была оглашена.