Настройка баланса

Вадим Пономарев
9 сентября 2009, 17:33

Сибирская энергосистема готовится к зиме. Основную нагрузку в отсутствие Саяно-Шушенской гидроэлектростанции (СШГЭС) будут нести на себе тепловые станции. Их менеджмент уже заявляет о необходимости дополнительной господдержки до наступления холодов.

Маловато будет

ТГК-11 уже понесла 20 млн рублей убытков в связи с преждевременным вводом генерирующих мощностей из-за аварии на СШГЭС, заявил сегодня гендиректор ТГК-11 Сергей Кожемяко. «Вырабатываемая нами продукция в виде электроэнергии на сегодняшний день продается ниже себестоимости, то есть мы работаем в убыток. Это касается не только ТГК-11, но и всех станций в Сибирском округе», – сказал он.

Когда произошла авария на СШГЭС, проделавшая «дыру» в сибирской энергосистеме в размере ее месячной потребности в электроэнергии, ТГК-11, как и «Иркутскэнерго», «Кузбассэнерго» и другим сибирским энергокомпаниям, была дана команда в срочном режиме ввести в работу генерирующие мощности, находящиеся в «холодном резерве». Они это сделали, прервав традиционные ремонтные работы, и «дыру» в 4ГВт мощности закрыли. Но экономика работы тепловых станций такова, что наибольшую прибыль они получают, генерируя одновременно и электрическую, и тепловую энергию для отопления городов, то есть зимой. Сейчас же и цены на электроэнергию государство в Сибири «прижало», и за тепло тепловые генерирующие станции денег не получают. Однако в связи с интенсивной работой стремительно «выбирают» нормативы по выбросам в атмосферу загрязняющих веществ, вплотную приближаясь к порогу крупных штрафов за сверхнормативное загрязнение окружающей среды.

«Мало того что электроэнергия продается гораздо ниже себестоимости, но мы и тепло не продаем. В этом случае я жду начала отопительного сезона как можно раньше, хотя бы на неделю, чтобы у нас была возможность работать в эффективном режиме и были деньги для покрытия всех убытков, в том числе и для оплаты штрафных санкций», – заметил Сергей Кожемяко, добавив, что ТГК-11 уже направила обращение в федеральное правительство с предложением пересмотреть в этой критической ситуации нормативы на выброс загрязняющих веществ в атмосферу от теплоэлектростанций, а также изучить возможность компенсации получаемых компанией убытков. Учитывая то, что Кожемяко является еще и руководителем Сибирской энергетической ассоциации, видимо, с такими предложениями в ближайшее время в правительство обратятся и другие сибирские генерирующие компании.

На возможное повышение тарифов на электроэнергию в Сибири у гендиректора ТГК-11 надежды мало. «У меня нет информации, каким оно будет. Но если произойдет повышение, оно будет незначительным. 2%, 3%, 5%, 10% – вопрос сложный, на него трудно однозначно ответить», – сказал Кожемяко.

Новый баланс

Между тем «Системный оператор»(СО) скорректировал с учетом аварии на СШГЭС энергобаланс Сибири на отопительный сезон и направил его на согласование в Минэнерго. По словам первого заместителя главы СО Николая Шульгинова, диспетчеры ожидают, что в сентябре–декабре этого года производство электроэнергии в этой зоне будет ниже баланса, утвержденного ранее ФСТ, а в I квартале будущего – выше, чем в проекте энергобаланса на следующий год.

В целом, по словам Шульгинова, во время отопительного сезона будут увеличены мощность сибирских гидроэлектростанций – Красноярской ГЭС (принадлежит «Евросибэнерго») и Братской ГЭС (входит в «Иркутскэнерго»), переток электроэнергии из Казахстана, а также загрузка сибирских тепловых станций. При этом выработка электроэнергии тепловыми станциями во время отопительного сезона в Сибири прогнозируется в объеме 78,741 млрд кВт-ч, что на 2,65% ниже уровня, заложенного в балансе ФСТ, и на 6,5% выше ожидаемого ранее в рамках энерготопливного баланса на осенне-зимний период 2009/2010 годов. При этом динамика тепловых станций до конца года будет минус 7,8% к балансу ФСТ, но плюс 6% к топливному балансу на зиму, а с января по март СО ожидает прибавку ими производства тепловой электроэнергии в ОЭС Сибири на 3,55% к прогнозному балансу ФСТ и плюс 7% к топливному балансу на зиму.

Оба прогноза посчитаны исходя из того, что СШГЭС в это время работать не будет, а погода будет хуже обычного. Пиковые нагрузки могут составить 30,9 тыс. МВт против чуть более 29 тыс. МВт в прошлом году. «Мы считаем, что для прохождения осенне-зимнего периода и формирования резервов есть все основания пройти с нормальными резервами зимний максимум», – сказал Шульгинов, подчеркнув при этом, что для тепловых станций «ничего катастрофического» не произойдет. Логика СО такова – выработка электроэнергии в стране и так снижается по сравнению с прошлым годом из-за падения спроса (по оперативным данным, в январе–августе она упала на 6,6%, в том числе в Сибири снизилась на 5,4% – до 132,3 млрд кВт-ч). «Мы сегодня по выработке идем все равно ниже, по сентябрю идем ниже прошлого года, даже несмотря на потерю Саяны», – отметил Шульгинов.

В то же время СО крайне осторожно относится к пересмотру баланса на весь 2010 год. Новый прогноз будет подготовлен только после окончания расследования причин аварии и представления собственником остановленной станции – «Русгидро» – точного графика реанимации СШГЭС. «Мы обязаны осторожно подойти к этому вопросу… Сегодня ориентироваться при прогнозировании баланса на оптимистичные сроки восстановления станции – это неправильно», – сказал первый заместитель главы СО.

Системная проблема

Владельцы сибирских тепловых станций, которые нынешней зимой будут нести основную нагрузку по снабжению сибирской энергосистемы электроэнергией, относятся к новому балансу с осторожностью. Но в чем они единодушны с СО, так это в оценке связей региональной энергосистемы. «Избыточные мощности Иркутской области и Красноярского края не могут быть переданы в энергодефицитные районы Западной Сибири – недостаточно емкости магистральных сетей», – считает Сергей Кожемяко. По его мнению, из-за этого и загружаются неэффективные в летних режимах тепловые электростанции юга Западной Сибири, что в конечном итоге может отразиться на ценах для потребителей. «Суммарная мощность тепловых и гидроэлектростанций ОЭС Сибири с учетом всех резервов и внешнего перетока в целом обеспечивает баланс мощности и электропотребления. Но сетевые ограничения увеличивают риски, прежде всего для крупных металлургических предприятий», – заявил он сегодня журналистам. Об этом же говорит и Николай Шульгинов: «Нынешней зимой могут возникнуть проблемы с надежностью снабжения в Хакасии и Красноярском крае, Хакасского и Саяногорского алюминиевых заводов „Русала”».

Другой проблемой, которую, по мнению Сергея Кожемяко, выявила катастрофа на СШГЭС, является несбалансированное развитие эффективных тепловых и гидромощностей. «Увеличение доли ГЭС в советские годы привело к зависимости работы энергетики Сибири от природных и техногенных факторов. Эту проблему возможно решить только в случае изменения стратегии развития всей энергосистемы», – считает он и предлагает поддерживать строительство на территории Сибирского федерального округа крупных угольных энергомощностей, таких как третий блок Березовской ГРЭС (800 МВт), блок Томь-Усинской ГРЭС (600 МВт), Алтайской КЭС (600 МВт), а также развитие тепловой генерации сибирских ТГК, в том числе и руководимой им ТГК-11.

Такая позиция понятна, но, думается, в нынешних условиях государство в первую очередь будет заниматься развитием в регионе магистральных сетей, чтобы наиболее эффективно распределить электроэнергию уже имеющихся станций. Как раз сейчас Федеральная сетевая компания (ФСК) корректирует свою инвестпрограмму с учетом как минимум двух макрорегиональных проектов – ускорения расширения транзитной ЛЭП Итатская–Абакан–Алюминиевая для нормализации работы энергосистемы в Хакасии и Красноярском крае и ускорения темпов строительства объектов схемы выдачи мощности Богучанской ГЭС, которая отчасти должна заменить СШГЭС на период ее восстановления. По сообщению ФСК, в Красноярском крае сейчас завершаются работы по подготовке площадок для расширения подстанции 220 кВ «Раздолинская» и возведения новой подстанции 220 кВ «Приангарская». Установлено 155 опор на ЛЭП 220 кВ Богучанская ГЭС – Раздолинская. Общая сумма инвестиций ФСК в проект составит более 9,5 млрд рублей. На ЛЭП 500 кВ Богучанская ГЭС – Ангара и Ангара–Камала, финансируемых за счет федерального бюджета, смонтировано 358 опор и 20 км провода.

Точная сумма инвестиций, которая будет выделена на сибирские сетевые программы, станет известна 10 сентября, когда федеральное правительство будет рассматривать инвестпрограмму ФСК. Тогда же выяснятся и источники ее финансирования – компания по-прежнему надеется, что на следующий год, исходя из нынешней ситуации, ей увеличат тариф не на 5%, как планировалось, а на 30%.