Но сначала – Карабах

Евгения Новикова
13 октября 2009, 19:58

Ратификация армяно-турецких протоколов по установлению дипотношений в парламентах обеих стран пройдет значительно сложнее, чем можно было предположить. Сегодня это ярко показала дискуссия, которую провели политологи Турции, Армении и России в рамках телемоста в РИА «Новости».

Ни в Турции, ни в Армении нет единства по вопросу полезности заключения соглашений, предусматривающих открытие межгосударственной границы, закрытой Анкарой из солидарности с Азербайджаном в 1993 году в ходе карабахского кризиса.

Напомним, обе страны заявляли, что идут на подписание соглашений без предусловий. Это значит, что Армения не требует от Турции признания факта геноцида армян Османской империей, а Турция не требует от Армении освобождения азербайджанских земель в Нагорном Карабахе. Именно на таких условиях, вынеся за рамки протоколов эти два острых вопроса, стороны подписали в минувшую субботу договоренности.

Вместе с тем сегодня стало ясно, что Турция не отказалась от лоббирования карабахского урегулирования и ставит решение этого вопроса предусловием парламентской ратификации армяно-турецких протоколов. Как заявил сегодня президент турецкого Центра международных отношений и стратегического анализа Синан Оган, вопросы «был геноцид или нет, Арарат и части Восточной Анатолии (ныне турецкие территории – „Эксперт Online”) – часть Армении или нет – сегодня позади. Остается только Карабах». Ссылаясь на личные переговоры с «как минимум десятью депутатами меджлиса», он твердо заявил, что через законодательный орган «не пройдет ни один документ, где не указаны условия для урегулирования в Нагорном Карабахе». Более того, он уверен, что «если не будет урегулирован конфликт в НКР, Турция не откроет границы с Арменией». Согласно его прогнозу, урегулирования в Карабахе не следует ждать до апреля 2010 года. В связи с этим Турция оказывается в очень сложной ситуации и встанет перед альтернативой: или «безоговорочное открытие границ», или «признание геноцида армян со стороны США и Европы».

Армянские собеседники подхватили тональность Огана, возмутившись постановкой вопроса и внезапно возникшим предусловием. Как заявил член Общественного совета при президенте Армении, глава армянской организации «Европейская интеграция» Карен Бекарян, высказывания Турции на предмет карабахского урегулирования «всегда радикализируют карабахский процесс», провоцируя и Армению, и Азербайджан, и сам Нагорный Карабах. Он обвинил официальную Анкару в том, что она преуспела в «имитации процессов – курдского, кипрского, армянского». То есть Турция не решает острые внутригосударственные и межгосударственные проблемы, а лишь имитирует их решение. «Турция ставит предусловия!» – заявил Бекарян. По его словам, турецкая сторона будет иметь право рассуждать на тему Карабаха только в одном случае: «если признает возможность возвращения армянских беженцев в Западную Армению (ныне Восточная Анатолия, район Турции – „Эксперт Online”) – вот тогда можно говорить об азербайджанских беженцах и возвращении каких-то районов Карабаха».

«В регионе накоплена достаточная критическая масса, от которой надо избавляться», – заявил российский сенатор Василий Лихачев. И предложил относиться к протоколам, подписанным Арменией и Турцией, как к ребенку, которого надо холить, лелеять, защищать, вырастить и воспитать.

Но собеседники, согласившись с ним в целом, продолжали накалять эфир.

В армянском обществе голоса за и против договоренностей с Турцией делятся примерно пополам. В парламенте оппозиция держит жесткую оборону, коалиция в большинстве своем поддерживает действия президента Сержа Саргсяна, сообщил, отвечая на вопрос «Эксперта Online», Рубен Сафрастян, директор Института востоковедения Армянской академии наук. Но даже партия власти, указал он, «негативно воспринимает выступления турецких руководителей о взаимосвязи вопроса армяно-турецкого урегулирования с проблемой Карабаха».

Жесткую риторику собеседников попытался перевести в иное русло другой турецкий аналитик – Хюсейн Багджи, вице-президент Академии европейской безопасности, член ученого совета Средневосточного технического университета. Он уверен, XXI век требует новых подходов, «не противостояния, а сотрудничества». Только так можно прийти к прорыву. Проблему НКР, по его словам, в Анкаре не решить, но она может внести вклад в решение. Что касается сопряжения двух вопросов – армяно-турецкого урегулирования и Карабаха, то это подход неверный, уверен Багджи, нужно отделить одну проблему от другой. «Сближение и сотрудничество Армении и Турции неизбежно. Стыдно, когда в наше время обе стороны не разговаривают друг с другом!» – восклицает аналитик. По его мнению, меджлис, где большинство имеет партия власти, просто обязан ратифицировать протоколы: «Лидер партии, премьер Эрдоган, выразил политическую волю, обратного пути нет. Он просто обязан провести документы через парламент». По словам Хюсейна Багджи, Россия, США и ЕС оказывали давление на Турцию и Армению. Наличие воли – вот фактор для движения вперед.

С турецким собеседником согласен директор Института Кавказа Александр Искандарян: «В XXI веке границы не бывают закрытыми. Люди должны свободно передвигаться. Открытие границ – это норма взаимоотношений, а не конфетка за хорошее поведение».