Без кнута нет прогресса

Екатерина Шохина
15 октября 2009, 18:56

Бизнес находит сотни причин, мешающих ему создавать инновационную экономику. Чиновники считают, что без принуждения вопрос с места не сдвинется. Пока что инновациями в России практически никто не занимается.

Каким образом перестроить экономику страны на инновационный лад? Этому вопросу был посвящен V ежегодный форум крупного бизнеса России «Эксперт 400» «Кто создает экономику России?», организованный рейтинговым агентством «Эксперт РА», журналом «Эксперт» и Минпромторгом, проходивший сегодня в Москве.

До сих пор Россия невосприимчива к инновациям. Несмотря на многочисленные заявления правительственных чиновников о необходимости строить инновационную экономику и выходить из кризиса обновленными, по-прежнему лишь десятки средних и единицы крупных компаний внедряют у себя на производствах новые технологии. «На инновации компании практически не тратят денег, и в кризис ситуация только ухудшилась, ни в одной отрасли российской экономики инновационного прорыва нет, – констатировал заместитель министра экономического развития РФ Андрей Клепач. – Для них инновации – это импорт технологического оборудования и услуг, но не свои разработки».

Причин, почему так происходит, представители бизнеса, экономисты и сами чиновники назвали множество. По мнению Клепача, виноваты и государство, и бизнес. Продуманной стратегии инновационного развития у государства нет, бизнес также не хочет ничего делать. По мнению экспертов и представителей бизнеса, проблема с инновациями во многом связана с проблемой нехватки квалифицированных кадров: инженеров и конструкторов. Вузы готовых специалистов не выпускают, труд инженеров стоит дешево, найти себе применение они могут с трудом – поскольку интересных проектов очень мало. «Я был в КБ Сухого. Специалисты конструкторского бюро, разработавшие Superjet 100, зарабатывают 20-25 тыс. в месяц. Мы хотим иметь инновации с дешевой рабочей силой. Но такого не будет, – говорит директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Виктор Ивантер. – Они просто пойдут торговать, чтобы заработать больше. Главное условие высокой производительности труда по Генри Форду – высокая зарплата». «Все считают, что получают меньше, чем заслуживают. Проблема в дисбалансе зарплат. У конструкторов и научных работников они гораздо меньше, чем у всех остальных», – заметил Клепач.

По мнению вице-президента АФК «Система» Сергея Боева, никто не хочет инвестировать в подготовку специалистов. Институты не выпускают готовых специалистов. Надо создавать условия для развития компетенций, инвестировать в это. «А мы хотим сразу результата, не вкладывая деньги. И это задача и государства, и бизнеса – со школы готовить кадры», – отметил Боев. В то же время проблема еще и в том, что применить себя инженеры мало где могут. «Чем будут заниматься конструкторы Superjet 100 в дальнейшем? Таких проектов единицы», – считает президент группы компаний «Волга-Днепр» Алексей Исайкин.

По наблюдению председателя совета директоров ОАО «Группа Е4» Михаила Абызова, продуктивной работе инженеров мешает еще и среда: «Когда студенты проходили у нас практику, они высказывали много очень здравых идей и предложений. Но когда пришли после института работать, то все идеи испарились. Среда съедает людей знающих, с хорошей мотивацией. И это носит массовый характер». Действительно, вряд ли со своим энтузиазмом и стремлением работать можно быть принятым коллективом, который всячески отлынивает от работы на перекурах и играх в домино (такова ситуация на АвтоВАЗе), да еще не имея никакой денежной мотивации.

Помимо проблемы кадров участники форума – представители бизнеса, как всегда, вспомнили о налогах и тарифах естественных монополий. «70% нашей продукции идет на экспорт, причем мы продаем и инновационные продукты в области минеральных удобрений, – рассказал генеральный директор компании „Уралхим” Дмитрий Осипов. – Но наши издержки все время растут из-за постоянного роста тарифов РЖД и „Газпрома”. Это миф, что у нас дешевый газ. На Ближнем Востоке газ стоит 20-30 долларов за тысячу кубометров, а у нас 70. И как выдержать конкуренцию?»

По мнению Абызова, стимулировать инновации нужно отдельным налоговым режимом. «У нас никаких экономических стимулов нет, а в Китае есть», – сказал Абызов. Он также подчеркнул, что у бизнеса вообще нет понимания, чего от него хочет правительство. Понятно, что инноваций. Но каких именно, в каких отраслях, в какое время – непонятно. «Системы измерения энергоэффективности нет. К чему тогда стремиться?» – говорит бизнесмен.

Но, похоже, взгляды на вопрос инноваций у бизнеса и правительства разные. Бизнес хочет пряника, а правительство считает, что более эффективным будет метод пряника и кнута.

Так, вице-премьер Сергей Иванов заявил, что бизнес может рассчитывать на содействие государства в вопросе завоевания внешних рынков. Содействие будет выражаться в соответствующей промышленной политике в сочетании с мерами антимонопольного, таможенного и тарифного регулирования. В остальном же преференций не будет, но будет принуждение. «Льготы ведут к стагнации, – сообщил он. – В остальном мы будем заставлять компании заниматься инновациями. Не бейсбольной битой, но экономическими мерами, используемыми во всем мире: техрегламентами, стандартами и экологическими нормами». Вице-премьер добавил, что правительство ведет разработку требований к программам инновационного развития крупнейших субъектов естественных монополий и компаний с государственным участием.

Также чиновник отметил, что надо разрушать миф о том, что сами мы не можем создавать такие же качественные инновационные продукты, как иностранные компании. «Десятилетиями мы покупали за границей трубы большого диаметра. И только сейчас изготавливаем свои, которые уже закупает „Газпром”», – привел пример Иванов.

В МЭРе и Минпромторге несколько мягче подходят к решению проблемы. Клепач считает, что надо пересмотреть бюджет с целью сокращения некоторых расходов в пользу увеличения средств на инновации. «Сейчас упор в расходах сделан на социальную и банковскую сферы, на науку, образование и инфраструктуру расходы уменьшены. А в Китае, например, они растут. Нам нужна новая модель бюджетной и финансовой конструкции на 2011-2012 годы», – сообщил Клепач. Статс-секретарь – заместитель министра промышленности и торговли РФ Станислав Наумов отмечает, что бизнесу для выхода на рынок нужна маркетинговая и постпродажная поддержка.

Модератор же форума, генеральный директор медиахолдинга «Эксперт» Валерий Фадеев, сам представитель бизнеса, убежден, что без принуждения бизнес перестраиваться не захочет. И это взгляд на проблему изнутри.